Доходы бюджета рф 2018

Доходы и расходы: Россия ликвидировала дефицит бюджета

Доходы бюджета рф 2018

2018-05-15T08:00Z

2018-05-15T13:25Z

https://ria.ru/20180515/1520541352.html

https://cdn24.img.ria.ru/images/136327/96/1363279604_0:151:3076:1896_1036x0_80_0_0_64d1caf214aa992f74c065ceb5103ab9.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Наталья Дембинская

https://cdn24.img.ria.ru/images/143062/93/1430629347_685:0:2860:2174_100x100_80_0_0_b46e0ea5192b07c809e7622fdec1fa.jpg

МОСКВА, 15 мая — РИА Новости, Наталья Дембинская. В 2018 году федеральный бюджет России будет исполнен без дефицита — впервые за последние семь лет. По оценкам Минфина, доходы превысят расходы более чем на полтриллиона рублей. Откуда взялся профицит и куда пойдут «лишние» деньги — в материале РИА Новости.

Еще в октябре глава Минфина Антон Силуанов говорил о ликвидации бюджетного дефицита к 2019 году.

Теперь прогнозы пересмотрены в лучшую сторону: уже в 2018-м доходы бюджета могут превысить расходы на 440,6 миллиарда рублей.

На этот год в ведомстве планировали бюджетный дефицит в 1,3 процента ВВП, или 1,27 триллиона рублей. Сейчас доходы бюджета ожидают на уровне 17,032 триллиона рублей, а расходы — 16,591 триллиона рублей.

Помогла дорожающая нефть. Стоимость черного золота почти вдвое превысила заложенные в бюджете консервативные 40 долларов за баррель.

Таким образом, доходы российского бюджета от экспорта углеводородов вырастут до 2,75 триллиона рублей — это в пять раз больше, чем заложено в бюджете (527,6 миллиарда рублей).

Сто долларов за баррель

Подарок в виде скачка нефтяных цен России, как ни странно, преподнесли США. Баррель начал обновлять максимумы после решения Дональда Трампа выйти из ядерной сделки с Ираном. Жесткость формулировок Трампа, по сути означающих выход на новые санкции, подтолкнула баррель к очередным высотам.

Доля Ирана на мировом нефтяном рынке — около четырех процентов. Экономические ограничения в отношении Тегерана способны сократить предложение и вызвать дефицит сырья на торговых площадках, что незамедлительно отразится на ценовой конъюнктуре. Речь идет об уходе с рынка иранской нефти в объеме порядка двух миллионов баррелей в день.

Такая перспектива привела к тому, что мировые банки стали наперебой улучшать прогнозы по ценам на черное золото. В Bank of Ameriса, одной из самых авторитетных кредитных организаций, считают, что уже к 2019 году нефть подорожает до 100 долларов за баррель.

Непредсказуемость

Большинство аналитиков более сдержанны, но общий прогноз сводится к тому, что нефтяные котировки сохранятся на высоком уровне — в коридоре 70-80 долларов за баррель.

Ложкой дегтя может обернуться дополнительная опция, озвученная американским президентом, которую, впрочем, не считают основной.

«Угрозами и запугиванием Иран призывают пойти на дополнительные уступки, в том числе и по доступу на ядерные объекты. И хотя Трамп сказал это скороговоркой, если это реализуется, иранский фактор может рассосаться», — отмечает Николай Подлевских, начальник аналитического отдела «Церих кэпитал менеджмент».

Эксперт указывает и на то, что, если на волне эйфории от нефтяных котировок страны ОПЕК+ скорректируют соглашение, во второй половине года нефтяные цены резко пойдут вниз.

Консервативный подход

Сейчас все нефтегазовые сверхдоходы (те, что поступают от цены нефти выше установленной бюджетом планки) направляются на наращивание национальных резервов. Таково бюджетное правило: как можно больше излишков тратить на покупку валюты.

«Во многом это справедливо, так как доходы — плановый показатель, а расходы носят характер обязательств. Финансовый блок осторожничает и не позволяет увеличивать расходы», — отмечает Денис Давыдов, главный аналитик Nordea Bank.

В условиях непредсказуемости подход к госфинансам не меняется: придерживаться бюджетной консолидации. Если в расходной части и будут корректировки, то вряд ли серьезные, а вопрос о дополнительном финансировании возникнет не раньше 2019 года.

Подтолкнут к расходам

И все же, несмотря на консервативность Минфина, правильную с точки зрения финансов, к расходам, в частности в социальной сфере, неизбежно подтолкнут майские указы президента. Если нефтяные котировки не снизятся, расходную часть бюджета по самым социально значимым направлениям вполне могут увеличить.

Пока же регулятор с этим не спешит. «Очевидный путь — наращивание резервов, по этому пути идут многие европейские страны. Так мы создаем себе подушку безопасности и снижаем зависимость от нефти», — резюмирует Александр Егоров, валютный стратег TeleTrade.

Источник: https://ria.ru/20180515/1520541352.html

Бюджет России на 2018 год: чем будут наполнять и на что тратить

Доходы бюджета рф 2018

Традиционно, конец октября-начало ноября каждого года Госдума посвящает обсуждению государственного бюджета страны на следующий год.

По предварительным данным, проект российской казны на 2018 год – в очередной раз дефицитный, расходы снова превысят бюджетные доходы.

Вместе с тем, власти убеждают: государственный бюджет уверенно движется в сторону баланса, и уже через 2-3 года, планируется не только «залатать» все дыры, но и выйти в «плюс».

Какими способами предполагается достичь положительной экономической динамики в главном документе страны? На каких статьях расходов будут экономить, а какие – увеличивать? Рассмотрим ключевые приходные и расходные части в проекте госбюджета РФ на 2018 год.

За счет чего будет наполняться?

Традиционно, продажа газа и нефти – это наибольшая часть доходов российской казны ежегодно. В проекте документа на 2018 год их долю планируется снизить с 50% до 36%, однако, данный результат, скорее, не планомерная работа финансовых ведомств, а удешевление самого сырья, и, как следствие – падение доходов.

В то же время, доля налоговых сборов в казну – уверенно растет: фискальные службы активизировали не только саму собираемость, но работу по предотвращению скрытия доходов. В 2018 году на результаты деятельности налоговиков по наполнению государственной казны также возлагают большие надежды.

Новый источник прихода денег в бюджет страны в 2018 году – повышение акцизов. Уже анонсировали рост акцизного налога на алкогольные и табачные изделия на 5-10%.

Планируется также и поэтапное повышение акцизной ставки на топливо – в следующем году она повысится аж на 1 рубль за литр, что может привести к тому, что рост цен на бензин будет больше уровня инфляции.

По подсчетам финансового ведомства, ожидаемые сборы с потребителей алкогольной и табачной продукции, а также отечественных автомобилистов, должны принести в казну дополнительный доход примерно в 100 млрд. рублей.

На что будут больше всего тратить

Сфера социальных выплат, оборонная отрасль, безопасность, дополнительные вливания в поддержку экономического сектора, по-прежнему, составляют наибольшую долю бюджетных расходов. 2018 год – не исключение.

Социальные выплаты – это ежегодная компенсация дефицита Пенсионного фонда, выплаты материнского капитала, программы субсидирования коммунальных платежей и прочие компенсации льготным категориям граждан.

Модернизация оборонного комплекса страны и перевооружение привели к огромному росту расходов на сферу обороны и безопасности. При этом, чиновники уверяют, что траты на этот сектор постепенно планируется снижать в следующие годы.

Выросли расходы и на поддержку развития экономики: в 2018 году и дальше планируется продлевать программы субсидирования сельскохозяйственной отрасли, программы поддержки малого предпринимательства.

А вот в сфере медицины и ЖКХ государственная казна на 2018 год демонстрирует существенное сокращение. Чиновники объясняют это тем, что в сегменте здравоохранения активная модернизация прошла несколько лет назад. В то же время в ситуации с ЖКХ уменьшить расход удастся за счет повышения коммунальных платежей и внедрения программы капитального ремонта систем.

Основные статьи расходов госбюджета в 2018 году

СферыПланируется выделить в 2018 годуКак изменилась сумма за 5 лет (в %)
Оборона и безопасность4,88 трлн. руб.+17%
Социальная политика4,71 трлн. руб.+24%
Поддержка экономики2,4 трлн. руб.+30%
Госаппарат1,31 трлн. руб.+54%
Поддержка регионов835 млрд. руб.+25%
Расходы на государственный долг824 млрд. руб.+129%
Образование663 млрд. руб.-1%
Здравоохранение460 млрд. руб.-8%
ЖКХ126 млрд. руб.-29%
Культура94 млрд. руб.-1%
Экология89 млрд. руб.+271%
СМИ83 млрд. руб.+8%
Спорт102 млрд. руб.-13%
Итого16,53 трлн. руб.+24%

Как будут покрывать дефицит бюджета

Несмотря на то, что в 2017 году, государственная казна демонстрирует тенденции к сокращению дефицита, в 2018 году также остро встанет вопрос о том, чем закрывать бюджетные дыры.

Меньше 3 триллионов рублей осталось на счетах Резервного фонда, которые, по сути, исчерпаются до конца 2017 года.

Согласно анонсам из финансовых ведомств, в следующем году планируется задействовать средства из Фонда национального благосостояния – сейчас на его счетах около 4 триллионов рублей.

Однако, проблема их использования заключается в том, что около 50% этих средств задействованы в долгосрочные инфраструктурные проекты, и изъять эти инвестиции не так-то просто. Поэтому, в конечном итоге, доступной для покрытия бюджетного дефицита остается лишь половина денег Фонда.

Известно, что продолжится программа внешнего кредитования – Центробанк будет выпускать государственные облигации на внутренний, и на внешний рынок. Это вновь приведет к росту государственного долга. Однако, чиновники Министерства финансов успокаивают: его размер не превысит 20% от российского ВВП, а значит, останется в условно безопасной зоне.

Ожидаемые доходы госбюджета

Сфера2017 год2018 год
Доходы от нефти и газа5,79 трлн. руб.5,48 трлн. руб.
Поступления от НДС4,9 трлн. руб.5,62 трлн. руб.
Акцизы980 млрд. руб.1,05 трлн. руб.
Налог на прибыль725 млрд. руб.806 млрд. руб.
Таможенные пошлины555 млрд. руб.572 млрд. руб.
Другие доходы1,57 трлн. руб.1,72 трлн. руб.
Итого14,72 трлн. руб.15,26 трлн. руб.

Что будет с нефтью и рублем?

«Черному золоту» предрекают рост на мировых рынках, что не может не отразиться и состоянии национальной экономики. С этим согласны и в Министерстве финансов РФ.

А вот экономические эксперты Счетной палаты уверены в том, что нефть будет еще выше, чем прогнозируют в Минфине.

Напомним, в проекте финансового ведомства цена на «черное золото» в трехлетней перспективе заложена на уровне 45 долларов за баррель.

Вероятнее всего, в 2018 году нефти не удастся удержать свои, благоприятные для рубля, позиции, что, соответственно, скажется и на положении национальной валюты. В главном финансовом ведомстве страны считают, что в 2018 году курс рубля к доллару будет на уровне 65 к 1, вместо привычных 58 рублей за 1 американский доллар в 2017 году.

В дальнейшем российский рубль, по прогнозам чиновников, продолжит постепенно падать относительно инфляционной скорости – к 2020 году за покупку 1 американского доллара будут просить аж 68 рублей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:+7(499)703-32-46 (Москва)+7(812)309-26-52(Санкт-Петербург)Это быстро и бесплатно!

Источник: http://bs-life.ru/makroekonomika/budzet2018.html

Дума утвердила бюджет России. Семь главных фактов о нем

Доходы бюджета рф 2018

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. В ближайшие три года власти на выполнение «майского указа» Владимира Путина направят 5,6 трлн рублей, на пенсии — около 3 трлн рублей в год. Би-би-си собрала основные факты о проекте бюджета России.

За что критикуют бюджет

Проект бюджета вызвал критику со стороны ряда экспертов. Например, экономисты РАНХиГС в своих отзывах критиковали его за большую долю закрытых статей расходов и нереалистичные прогнозы.

В Счетной палате посчитали, что правительство переоценивает возможности экономического роста, а выполнение «майского указа» Владимира Путина оказалось из-за этого под угрозой.

Критикуют бюджет и независимые эксперты. Например, Райффайзенбанк в отчете также отметил, что бюджет вряд ли поможет исполнить «майский указ».

Кроме того, аналитики банка полагают, что расходы бюджета могут ускорить рост экономики в ближайшие три года на 0,7-1 процентный пункт.

В год он добавит к росту в среднем 0,2-0,3 процентных пункта. Но это не перекроет негативный эффект от повышения НДС и пенсионной реформы, которые в ближайшие три года снизят рост экономики на 0,4-,05 процентных пункта.

Русская служба Би-би-си выделила семь основных фактов о бюджете.

Бюджет в ближайшие годы будет профицитным

В 2019-2021 годах доходы бюджета ежегодно будут превышать расходы, а бюджет будет устойчиво профицитным.

Правительство планирует, что ежегодно в номинальным и реальном выражении, то есть с учетом инфляции, расходы бюджета будут расти.

При этом доля расходов бюджета по отношению к ВВП будет снижаться в течение всего периода. Если в 2018 году расходы составляли 17,2% ВВП, то к 2021 году их доля снизится до 16,9%.

Бюджет будет меньше зависеть от нефти и газа

Согласно пояснительной записке, доля поступлений в бюджет от нефтегазового сектора будет снижаться в ближайшие годы.

В номинальном выражении снижение будет не очень сильным: в 2018 году в бюджет поступит почти 8,7 трлн рублей от нефтегазового сектора, в 2019 году — 8,3 трлн рублей, а к 2020-2021 году объем поступлений упадет до 7,9-8 трлн рублей.

Но в относительном выражении доля нефтегазовых поступлений в бюджете сокращается сильнее.

Тем не менее, подобные поступления рассчитаны на основе относительно невысокой цены на нефть — 41,6 долларов за баррель в 2019 году и 43,3 доллара за баррель в 2021 году. Во вторник вечером нефть марки Brent торговалась вокруг отметки 77,78 доллара. Часть доходов бюджета при более высокой цене на нефть будут уходить в резервы в рамках бюджетного правила.

В пояснительной записке объясняется, что, по планам правительства, нефтегазовый сектор будет расти ниже, чем другие сектора экономики — это касается в том числе добычи и экспорта этой продукции.

Ненефтегазовые доходы будут расти, как ожидает правительство, благодаря ускорению экономики, дополнительным поступлениям от повышения НДС до 20% и других факторов. Так, поступления от НДС вырастут с 5,9 трлн рублей в 2018 году до почти 8 трлн рублей в 2021 году.

На «майский указ» потратят в 2019-2021 годах 5,6 трлн рублей

Согласно пояснительной записке, на «майский указ» президента Владимира Путина в ближайшие три года будет потрачено 5,6 трлн рублей.

«Майский указ» представлен в бюджете в виде национальных проектов. Самым дорогим национальным проектом оказалось строительство инфраструктуры. С 2019 по 2024 году на нее потратят 3,1 трлн рублей. Второй по величине проект — поддержка демографии. На нее за этот же период потратят 2,9 трлн рублей.

Согласно данным газеты «Ведомости», глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров собирается ко второму чтению создать механизм перераспределения средств между национальными проектами. Ранее министр финансов Антон Силуанов предлагал перераспределять деньги между проектами, не внося корректировки в закон о бюджете.

На развитие цифровой экономики в следующем году пойдет почти 108 млрд рублей.

Социальные расходы будут расти

Общая сумма расходов на социальный блок составит в 2019 году 6,8 трлн рублей, а к 2020 году вырастет до 7,1 трлн рублей, пишут эксперты Райффайзенбанка. Это больше, чем расходы на оборону и безопасности , которые в 2019 и 2020 годах составят соответственно 2,4 и 2,5 трлн рублей.

Большая часть расходов соцблока — это как раз раздел «Социальная политика», финансирование которого в 2019 году составит почти 4,9 трлн рублей. Из них 3,2 трлн — это пенсионное обеспечение. Расходы на пенсии постепенно будут снижаться вплоть до 3 трлн рублей к 2021 году.

Расходы на здравоохранение в ближайшие три года вырастут с почти 635 млрд рублей в 2019 году до 837 млрд рублей в 2020 году.

Социальные расходы намного опережают, например, расходы на развитие национальной экономики, которые в 2019-2021 годах составят 2,6-2,8 трлн рублей в год.

Расходы на деятельность президента будут расти

Общегосударственные расходы в следующем году составят 1,3 трлн рублей. Из них более 20 млрд рублей будет потрачено по разделу «функционирование президента». К 2021 году расходы на деятельность президента вырастут до 21 млрд рублей.

Правительство собирается копить резервы

Власти собираются пополнять Фонд национального благосостояния. Изначально этот фонд задумывался для создания устойчивого механизма пенсионного обеспечения людей в будущем, но в последние годы его средства тратились на различные инвестиционные проекты и, к примеру, покрытие дефицита Пенсионного фонда.

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, в 2019-2021 годах средства ФНБ не будут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета или бюджета Пенсионного фонда.

По планам правительства, объем средств ФНБ вырастет с 3,8 трлн рублей в начале 2019 года до 11,4 трлн рублей в начале 2021 года. К этому моменту ФНБ составит 9,7% ВВП. В основном фонд будет пополняться за счет нефтегазовых доходов при цене на нефть выше, чем запланировано в бюджете.

Прогноз, который лежит в основе бюджета резко ухудшили

Проект бюджета сформирован на основе базового сценария развития экономики, который составило министерство экономического развития. Согласно этому сценарию, в ближайшие три года сохранится санкционный режим, введенный против России, цены на нефть будут снижаться. Средний курс доллара составит 63,6 — 63,8 рубля во второй половине 2019 году. К 2021 году курс составит 64 рубля за доллар.

При этом темпы роста ВВП ускорятся с 1,3% в 2019 году до 2% в 2020 году и 3,1% в 2021 году.

Фактически в 2019 году экономика России адаптируется к повышению НДС и другим реформам, а затем начнет ускоряться на фоне реализации «майского указа», структурных изменений и роста инвестиций в основной капитал, считают в минэкономразвития.

Ранее правительство прогнозировало куда более высокие темпы роста на 2019 и 2020 годы, но их пришлось пересмотреть на фоне замедления экономики, а также после принятия решения по повышению НДС и пенсионного возраста.

В целом многие экономисты сомневаются в том, что прогнозы, составленные минэкономразвития, достаточно надежны. Претензии к ним в пояснительной записке к бюджету, например, высказали эксперты РАНХиГС.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-45960103

Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом :: Экономика :: РБК

Доходы бюджета рф 2018

Оценку нефтегазовых доходов Минфин публикует в отчетах об исполнении бюджета. В эту сумму Минфин с 2008 года включает поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных таможенных пошлин, а с 2019 года также платежи по новому налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.

  • За весь 2018 год, по данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 9 трлн руб., или 46,3% всех доходов федерального бюджета;
  • За январь—июль 2019 года, по последним данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 4,78 трлн руб., или 41,7% всех доходов федерального бюджета за этот период.

Нефтегазовые доходы Минфина важны для бюджетного правила, согласно которому на дополнительные доходы от нефти дороже $40 за баррель (в ценах 2017 года, они ежегодно индексируются на 2%) закупается валюта для пополнения государственных резервов.

Действительно, при оценке нефтегазовых доходов Минфин включает не все платежи, которые поступают в бюджет от нефтегазовой отрасли в целом — как в виде налогов и страховых взносов, так и в виде иных регулярных платежей, прокомментировала РБК руководитель практики оказания услуг по налоговому и юридическому консультированию компаниям нефтегазового сектора КПМГ в России и СНГ Виктория Тургенева.

Почему для Минфина расширение оценки невозможно

При этом нефтегазовые компании помимо платежей, которые учитывает Минфин, перечисляют в бюджет другие налоги и сборы, а также страховые взносы.

Минфин не включает эти поступления в оценку в рамках бюджетного правила, поскольку их невозможно объективно и тем более оперативно оценить, пояснила РБК пресс-служба ведомства.

Кроме того, поступления по всем налогам нельзя учитывать в рамках бюджетного правила, поскольку на эти поступления «оказывает влияние масса других факторов, кроме цены на нефть», подчеркивают в Минфине.

«В отличие от нефтяных налогов, где взаимосвязь с ценой прописана непосредственно в формуле платежа, разделить налог на прибыль на часть, полученную именно в связи с превышением цены на нефть базового уровня, невозможно. Соответственно, попытка учитывать их в бюджетном правиле привела бы к недостоверности и спорности попыткам манипулирования или необходимости в разы усложнить налоговую отчетность», — отмечается в комментарии Минфина.

Любопытно, что в 2006 году, когда Минфин внедрял понятие нефтегазовых доходов, первоначально было предложено включать в них больше платежей, в том числе как раз налог на прибыль и дивиденды нефтегазовых компаний. И, например, применительно к 2006 году первоначальная оценка давала на 19% больше, чем в итоге взятая Минфином за основу.

«Нужно понимать, что оценка Минфина демонстрирует доходы государства исключительно от добычи и последующего экспорта сырой нефти и газа без учета других видов деятельности. НДПИ, а это рентный налог, зависит от объема добычи и не учитывает финансовый результат — его легче и понятнее прогнозировать на основании планов по объему добычи углеводородного сырья», — объясняет Виктория Тургенева.

Доходы бюджета, не связанные с добычей нефти и газа, на 264,3 млрд руб. превысили прогноз, следует из корректировок федерального бюджета на 2019 год. «Обычно у нас нефтегазовые доходы всегда больше, ненефтегазовые — меньше. Так вот в этот раз наоборот», — отмечал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

Однако 165,6 млрд руб. этого прироста обеспечило увеличение прибыли в нефтедобыче и нефтепереработке, которые Минфин не учитывает в составе нефтегазовых доходов, а также в металлургии.

РБК попытался получить расширенную оценку нефтегазовых доходов государственных бюджетов с учетом платежей, которые учитывает Минфин, а также прочих налогов и сборов и страховых взносов:

  • 10,567 трлн руб., по расчетам РБК, составил объем поступлений от добычи нефти и газа в консолидированный бюджет в 2018 году.

Расширенная оценка всех нефтегазовых доходов бюджетной системы за 2018 год в дополнение к показателю Минфина включает поступления от акцизов (по данным Казначейства), налогов, сборов и страховых взносов от добычи сырой нефти и природного газа, по данным ФНС (кроме НДПИ, который уже учтен в оценке Минфина, и акцизов). Поскольку большинство нефтегазовых компаний — экспортеры и возмещают уплаченный НДС, учитывались только поступления по НДС на товары, реализуемые на внутреннем рынке. НДС поступает в федеральный бюджет, большая часть налога на прибыль — в бюджеты регионов, страховые взносы — во внебюджетные фонды.

При этом с учетом дивидендов расширенная оценка нефтегазовых доходов бюджета была бы еще больше: от «Газпрома» государство по результатам 2018 года получит почти 192,5 млрд руб. дивидендов, от «Роснефти» — 137,3 млрд руб.

  • Две трети дивидендов в федеральный бюджет поступает от крупнейших компаний нефтегазового сектора, сообщили РБК в Минфине.

По данным ФНС на 1 января 2019 года, добыча сырой нефти и природного газа обеспечила:

  • 97% всех поступлений налога на добычу полезных ископаемых — 5,96 трлн из 6,127 трлн руб. от НДПИ;
  • 15% доходов бюджета по налогу на прибыль — 600 млрд из 4 трлн руб.

Минфин так прокомментировал предложенную РБК оценку: «Налог на прибыль складывается из всей деятельности компании, и некорректно все эти средства относить только к нефтегазовому сектору».

К потенциальным уязвимостям расчетов также относится неопределенность относительно целесообразности учета нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей — включать ли налоги на эти компании. Если их включать, оценка может получиться неоправданно широкой.

Кроме того, данные по НДС на 1 января 2019 года из отчетности ФНС носят не окончательный характер из-за того, что возмещение НДС всегда происходит с лагом.

Наконец, РБК не учитывал вычеты, предоставляемые по акцизам на нефтепродукты: этой информации в отчетах Казначейства или ФНС обнаружить не удалось.

Налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (нефть, газ и уголь) в России, по данным ФНС, выросла на 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.

При этом большинство нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС за экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, пояснял ранее Минфин.

ФНС публикует данные об уплате и возмещении НДС, но не ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.

Ольга Агеева

При участии: Иван Ткачёв

Источник: https://www.rbc.ru/economics/22/08/2019/5d555e4b9a7947aed7a185de

Бюджет РФ в 2018 году исполнен с профицитом впервые за 7 лет

Доходы бюджета рф 2018

  • Аксаков: никаких ограничений на движение капитала и никакого валютного коридора12:39
  • Мигранты хотят в России зарплату выше, чем у россиян12:29
  • Рост ВВП Индии во II финквартале мог резко замедлиться12:27
  • Средний «заем до зарплаты» вырос почти на 10%12:11
  • Новый «Кукурузник»: серийное производство замены Ан-2 начнется в 2023 году11:30
  • Власти Гонконга планируют ввести комендантский час в эти выходные11:11
  • «Уральские авиалинии» оштрафованы за жару в салоне самолета11:06
  • Россияне чаще граждан других стран занимаются повышением собственной квалификации11:03
  • Хакеры атакуют ТЭК России чаще с помощью фишинга10:48
  • Как Трамп может испортить Рождество?10:42
  • Электромобили и природные катастрофы могут помешать Джонсону на выборах10:38
  • «Уралхим» планирует увеличить производство удобрений10:35
  • Работающие россияне чаще берут заем в банке, чем у родственников или друзей10:35
  • Рубль укрепился на старте торгов на Мосбирже10:24
  • Alibaba планирует привлечь до $13,4 млрд в ходе листинга в Гонконге10:01
  • Россия, Индия и Китай создают замену межбанковской системе SWIFT09:56
  • Российские авиакомпании увеличили перевозки пассажиров на 11%09:45
  • Пауэлл против Трампа: почему ФРС поддерживает крепкий доллар?09:45
  • Суд отклонил апелляцию Трампа по поводу финансовой отчетности09:21
  • Рост промпроизводства, розничных продаж и инвестиций замедлился в Китае08:50
  • Российские акции стали лучшими в мире. Почему?08:47
  • Психоактивными веществами злоупотребляет половина американских семей08:44
  • Иранский крик души08:29
  • Как ЦБ Швейцарии помогает Трампу создавать иллюзию экономического восстановления08:29
  • Китай предложил Бразилии создать зону свободной торговли07:15
  • Самые популярные города Золотого кольца в новогодние каникулы06:48
  • Топ-10 регионов России по объему выданных ипотечных кредитов06:01
  • WeWork потеряла $1,25 млрд в прошлом квартале05:50
  • Из-за чего забуксовали переговоры между США и Китаем?05:47
  • Yahoo! ведет переговоры о слиянии с сервисом Line05:45
  • Темпы роста ВВП Японии оказались самыми слабыми за год05:41
  • Акции Tencent упали на 2% на плохой отчетности05:36
  • Демократы так и не решились показать свидетеля по делу импичмента Трампу00:03
  • Ричард Брэнсон может купить 25% лоукостера «Победа»13.11 23:03
  • Германия приняла закон для защиты «Северного потока-2» от газовой директивы ЕС13.11 22:51
  • Трамп предложил Эрдогану $100 млрд13.11 22:17
  • Пауэлл заявил о сомнениях в достоверности данных по экономике Китая13.11 22:14
  • Глава Amazon Безос перешел в грузоперевозки13.11 21:15
  • Глава ФРС заявил об «устойчивом росте» экономики при «неустойчивом росте» госдолга США13.11 20:11
  • Какая связь между отставкой Моралеса и акциями Tesla?13.11 19:56
  • Голодец спрогнозировала рост туротрасли России в 2019 году на 11%13.11 19:19
  • Продажи De Beers выросли на 31% в ноябре13.11 19:12
  • Глава ОПЕК предупредил о рисках резкого спада добычи сланцевой нефти13.11 19:08
  • Прибыль крупнейших банков Японии сократилась во II финквартале13.11 18:59
  • Безработица в странах ОЭСР в сентябре сохранилась на уровне 5,2%13.11 18:50
  • Китайские хакеры атаковали Национальную ассоциацию промышленников США13.11 18:37
  • Минэкономразвития направило в кабмин РФ план приватизации на 2020-2022 годы13.11 18:31
  • Всемирный банк оценил влияние открытия рынка земли Украины на рост экономики13.11 18:02
  • Маск заявил о «слишком высоком риске» открытия нового завода в Великобритании на фоне выхода из ЕС13.11 17:48
  • Парламент Украины пытается легализовать продажу земли13.11 17:46

Источник: https://www.vestifinance.ru/articles/113479

Федеральный бюджет на 2018–2020 годы: режим жесткой экономии

Доходы бюджета рф 2018

В конце сентября 2017 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о федеральном бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. (далее – законопроект). Проект федерального бюджета на предстоящие три года имеет следующие основные показатели (табл. 1).

Основные характеристики федерального бюджета на 2018–2020 гг., млрд руб

Общий уровень доходов федерального бюджета в долях ВВП, согласно законопроекту, сократится с 16,0% ВВП в 2017 г. до 14,8% ВВП к 2020 г.

Основным фактором его снижения станет динамика нефтегазовых поступлений вследствие крайне пессимистичной оценки мировых цен на нефть – 49,9 долл./барр. в 2017 г., 43,8 долл./барр. в 2018 г. и 41–42 долл./барр. в 2019–2020 гг.

При этом прогнозируемое ослабление рубля к доллару не сможет в полной мере компенсировать снижение цен на нефть.

По нашим оценкам, цена на нефть в рассматриваемом периоде будет колебаться на уровне 46–48 долл./барр. и ей будет соответствовать обменный курс в 60–63 руб./долл. В случае реализации подобных ценовых и курсовых ориентиров объем нефтегазовых доходов превысит заложенный в бюджете уровень на 0,1 п.п. ВВП в 2018 г. и на 0,3–0,4 п.п. ВВП в 2019–2020 гг.

Поступления ненефтегазовых доходов ожидаются на стабильном уровне 9,8–10,0% ВВП, что в соответствии с бюджетными проектировками связано с улучшением макроэкономической ситуации, ростом качества налогового администрирования и индексацией ставок акцизов.

Поступления от основного источника ненефтегазовых доходов – НДС – прогнозируются в течение всего трехлетнего периода с небольшим превышением (0,3 п.п. ВВП) над объемом поступлений от данного налога в 2017 г. Доходы от налога на прибыль, «импортных» пошлин и акцизов в целом прогнозируются в долях ВВП для всего периода 2018–2020 гг. на уровне 2017 г., что является вполне обоснованным. 

В 2018–2020 гг. планируется снижение общего объема расходов федерального бюджета с 18,1% ВВП в 2017 г. до 15,6% ВВП к 2020 г. Отметим, что в период с 2011 по 2017 гг. расходы федерального бюджета не опускались ниже 18% ВВП.

В целом эффективность бюджетной консолидации последних лет традиционно оставалась достаточно низкой: с 2013 по 2017 гг. расходы федерального бюджета сократились с 18,6 до 18,1% ВВП, при этом они выросли на 24% в номинальном выражении и сократились лишь на 9,7% в реальном выражении.

Заметно ухудшилась структура расходов федерального бюджета: сокращению подверглись преимущественно производительные статьи расходов (инвестиции в инфраструктуру, науку и в человеческий капитал). Столь резкое сокращение расходов федерального бюджета – на 2,5 п.п.

ВВП за ближайшие три года – связано с подстройкой бюджета под новое бюджетное правило, принятое в июле 2017 г.

Напомним, что, согласно правилу, предельный объем расходов определяется как сумма трех компонентов: 1) базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть на постоянном уровне 40 долл./барр.

марки Urals, и соответствующей ей базовой цене на природный газ; 2) объема ненефтегазовых доходов, рассчитанных в соответствии с базовым вариантом среднесрочного прогноза Минэкономразвития России; 3) расходов по обслуживанию долга.

Несмотря на очевидную простоту и понятность данной конструкции, новое бюджетное правило не обладает необходимой устойчивостью: при накоплении средств в Фонде национального благосостояния (ФНБ) хотя бы на уровне 10–15% ВВП начнется сильное политическое давление в сторону пересмотра базовой цены, как это уже было в 2005 г. Кроме того, все компоненты бюджетного правила ведут себя либо проциклично, либо ациклично, что не позволяет удерживать расходы на относительно постоянном уровне.

По нашему мнению, заложенная в проекте бюджета динамика расходов в недостаточной мере позволяет поддерживать за счет бюджета экономический рост и может поставить под угрозу выполнение социальных обязательств (в условиях сохранения текущего законодательства в социальной сфере).

Нам представляется оправданной тактика удержания непроцентных расходов федерального бюджета не ниже 16% ВВП и дефицита федерального бюджета не выше 1,5% ВВП при обеспечении плавного снижения доли непроизводительных расходов (на оборону, правопорядок, госуправление, субсидии госкомпаниям и финансово окупаемым институтам развития, социальные расходы) и сохранении текущего уровня налоговой нагрузки. Это позволит соблюсти баланс между необходимостью, с одной стороны, обеспечивать потребности граждан в образовании и здравоохранении, социальной поддержке, общественной безопасности и т.п., а с другой стороны, сохранять достаточно благоприятные условия для ведения бизнеса.

В разрезе функциональной классификации расходов наибольший их прирост в абсолютном и относительном выражении к концу трехлетнего периода, в 2020 г., относительно уровня 2017 г. запланирован по следующим разделам:

— «Обслуживание государственного и муниципального долга» на 149,9 млрд руб. или на 20,8%;

— «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 163,5 млрд руб. или на 8,3%;

— «Образование» на 38,9 млрд руб. или на 6,2%;

— «Здравоохранение» на 46,9 млрд руб. или на 10,4%.

Также предполагается незначительный прирост объемов финансирования в 2020 г. по сравнению с 2017 г. по разделам «Межбюджетные трансферты общего характера» и «Охрана окружающей среды» на 21,5 и 1,9 млрд руб. или на 2,7 и 2,0% соответственно.

Сокращение расходов в долях ВВП к 2020 г. относительно 2017 г. отмечается по большинству разделов, в том числе: «Социальная политика» на 1,1 п.п. ВВП, «Национальная оборона» и «Национальная экономика» на 0,6 п.п. ВВП, «Общегосударственные вопросы» на 0,3 п.п.

ВВП, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Межбюджетные трансферты общего характера» на 0,2 п.п. ВВП, «Образование» и «Физическая культура и спорт» на 0,1 и 0,06 п.п. ВВП соответственно. По остальным разделам функциональной классификации расходы в 2020 г. в долях ВВП остаются на уровне 2017 г.

Необходимо отметить существенное снижение именно непроизводительных расходов федерального бюджета.

Доля расходов, распределенных по программам, в общем объеме расходов бюджета в 2020 г. относительно 2017 г. остается неизменной, на уровне 51,5%. Что касается направлений государственных программ, то наибольшая доля расходов за весь период 2018–2020 гг.

пойдет на «новое качество жизни» (19,6%) и инновационное развитие экономики (12,5%). Такие крупные направления расходов, как пенсионное обеспечение и поддержание обороноспособности страны, по-прежнему не входят в программную часть федерального бюджета.

Особенностью законопроекта становится отказ от федеральных целевых программ (ФЦП) в 5 пилотных госпрограммах. Если в 2017 г. финансируются из бюджета 33 ФЦП, то до 2020 г. планируется профинансировать только 14.

При этом мероприятия программ, не потерявшие свою актуальность, предполагается включить в мероприятия действующих подпрограмм или интегрировать во вновь разработанные подпрограммы (например, ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» трансформировалась в подпрограмму «Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности»).

Следует также отметить, что проектный подход, который должен стать более эффективным инструментом реализации приоритетов государственной политики, чем ФЦП, пока не интегрирован в полной мере в программный бюджет. Так, по данным Счетной палаты, в бюджете 2017 г. на реализацию приоритетных проектов предусмотрено 122 млрд руб., что составляет 1,3% от программных расходов федерального бюджета.

Секретные и совершенно секретные ассигнования в 2018 г. сократятся на 7,0% до 2 трлн 896,3 млрд руб. (3,0% ВВП) и составят 17,5% расходов федерального бюджета.

Несмотря на относительно большую открытость проекта бюджета, доля закрытых расходов по-прежнему более чем на порядок превосходит аналогичные показатели государственных финансов в развитых странах, а значит, его прозрачность едва ли можно признать удовлетворительной.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2018 г. будут являться средства ФНБ, а в 2019–2020 гг. – государственные заимствования (табл. 2).

Источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. руб

Такие объемы заимствований (с реальной ставкой доходности на текущем уровне 2,5–3% и при темпах экономического роста в 2%) приведут к некоторому росту объема госдолга и увеличению расходов на его обслуживание. Госдолг составит 16,1% ВВП против 13,6% по итогам 2017 г. При этом масштабы заимствований примерно соответствуют размерам госинвестиций (открытой части) и даже превосходят их.

В предлагаемых правительством РФ параметрах бюджета поступления от приватизации не являются значимыми (колеблются в интервале 11–13 млрд руб. ежегодно), что в целом не соответствует логике оптимизации государственного участия в экономике.

Финансовые взаимоотношения с регионами

В соответствии с прогнозом сохраняется тенденция стабилизации уровня доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и сокращения бюджетного дефицита. Реальные объемы доходов и расходов субъектов РФ в ближайшие 3 года будут находиться на уровне, близком к уровню 2015–2017 гг. Совокупный бюджетный дефицит регионов не должен превысить 0,01–0,05% ВВП.

Вместе с тем определенное опасение вызывает тенденция к сокращению реального объема межбюджетных трансфертов регионам (с 1,85% ВВП в 2017 г.  до 1,44% ВВП в 2020 г.

), что приведет к сокращению общего реального объема доходов региональных и местных бюджетов, росту бюджетного неравенства, а также дальнейшему сокращению инвестиционной составляющей бюджетных расходов регионов и муниципальных образований.

В наибольшей степени от этого могут пострадать регионы с наименьшим уровнем бюджетной обеспеченности (республики Северного Кавказа, Республика Алтай, Республика Тыва, Камчатский край, Республика Калмыкия, Чукотский автономный округ, Республика Бурятия и др.).

В 2017 г. проведена централизация части налога на прибыль организаций по ставке 1% с дальнейшим перераспределением соответствующего объема между субъектами Российской Федерации через дотации на выравнивание. Эта мера увеличила объем трансфертов регионам на 0,07% ВВП. Даже с учетом этого к 2020 г. объем выравнивающих дотаций сокращается до 0,59% ВВП, что ниже уровня 2016 г. (0,60% ВВП).

Можно отметить общую тенденцию к увеличению доли нецелевой финансовой помощи в межбюджетных трансфертах (c 44% в 2017 г. до 50% к 2020 г.), что происходит за счет снижения реального объема субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Это будет способствовать повышению прозрачности системы межбюджетных отношений и гибкости региональных властей в проведении своей бюджетной политики.

Выступая 22 сентября 2017 г. на заседании президиума Госсовета президент России сообщил о принятии решения реструктуризовать накопленные бюджетные кредиты регионов на 7–12 лет.

Определенные проблемы в связи с реализацией данного решения могут возникнуть у регионов, имеющих большой накопленный объем бюджетных кредитов, рефинансировать погашение которого придется за счет увеличения коммерческого долга (Республика Мордовия, Смоленская область).

Но, несмотря на возможные проблемы для ряда регионов, постепенный отказ от использования бюджетного кредитования представляется решением, освобождающим бюджетную систему от выполнения несвойственных ей кредитных функций.

В заключение нужно подчеркнуть, что параметры бюджета, сформированные на основе новых бюджетных правил, свидетельствуют о попытке Правительства осуществлять политику жесткой бюджетной экономии. Удержание расходов федерального бюджета в номинальном выражении примерно на уровне 2017 г.

может позитивно сказаться на улучшении бюджетной устойчивости. Однако достаточно вероятным представляется другой сценарий: параметры федерального бюджета могут быть существенно скорректированы в дальнейшем для решения задач, которые будут поставлены руководством страны в рамках нового политического цикла.

Подобная корректировка может затронуть уже бюджет 2018 г. Примером такой политики в нынешнем политико-деловом цикле являются майские 2012 г. указы президента.

С учетом этого заниженные оценки доходов и расходов оставляют резерв для принятия новых расходных обязательств, и реальный уровень расходов федерального бюджета, несмотря на новые бюджетные правила, может быть значительно выше запланированного в законопроекте объема.

Авторы – научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института Гайдара, старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС и заведующий лабораторией бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС

Читать «Мониторинг экономической ситуации в России», № 18(56), октябрь 2017г.

Источник: http://economytimes.ru/kurs-rulya/federalnyy-byudzhet-na-2018-2020-gody-rezhim-zhestkoy-ekonomii

ГуруПрава
Добавить комментарий