Как открыть местную религиозную организацию

Министерство юстиции Российской Федерации

Как открыть местную религиозную организацию

Центральный аппарат Минюста России принимает решение о государственной регистрации в отношении:

  • централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
  • религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

Территориальные органы Минюста России принимают решение о государственной регистрации в отношении:

  • местных религиозных организаций;
  • централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации;
  • религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями.

СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

Общий срок предоставления государственной услуги центральным аппаратом  Минюста России  и его территориальными органами, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы)  — религиозных организаций.

Срок рассмотрения документов религиозной организации может быть продлен до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы.

Срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.

ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

    1. Для государственной регистрации централизованной религиозной организации, а также религиозной организации, образуемой централизованной религиозной организацией, заявителями представляются:

  • заявление о государственной регистрации;
  • список учредителей религиозной организации;
  • устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией (указывается в соответствующей графе заявления);
  • нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей); в случае, если заявителем не представлен документ о государственной регистрации учредителя (учредителей), Минюст России или его территориальный орган самостоятельно запрашивает указанные сведения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • при создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляют также уставы не менее, чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организаций.

   2. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы религиозной организации, представляются:

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции;
  • документ об уплате государственной пошлины.

    3. Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются:

  • заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о религиозной организации, не связанные с внесением изменений в учредительные документы;
  • решение (протокол, выписка из протокола, указ и др.) уполномоченного органа религиозной организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о религиозной организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.

Требования к оформлению документов, представляемых заявителями для государственной регистрации

  Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме и учредительных документов религиозной организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

  Учредительные документы религиозной организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.

  Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

 Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

  Платежное поручение или иной документ об уплате   в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации представляется в подлиннике.

  Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом.

  Подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги

  Основания отказа в государственной регистрации религиозной организации:

  • цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
  • устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;
  • в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
  • учредитель (учредители) неправомочен.

  Основания оставления заявления о государственной регистрации религиозной организации без рассмотрения:

  • непредставление для государственной регистрации религиозной организации документов, предусмотренных пунктами 5-7 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Размер государственной пошлины за предоставление государственной услуги

 За государственную регистрацию некоммерческих организаций взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе статьей 333.33), а именно:

 за государственную регистрацию создания юридического лица, — 4 000 руб.;

 за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, — 800 руб.

Источник: https://minjust.ru/ru/nko/gosreg/religioznye_organizacii

Пошаговая инструкция как религиозной общине сменить юрисдикцию

Как открыть местную религиозную организацию

Для того, чтобы общине перейти из одной церкви в другую нужно пройти целый путь юридических и не только процедур. Прежде всего, надо начать с того, что определить, сколько людей поддерживают идею смены церковной юрисдикции. Это может сделать староста, или любая другая инициативная личность.

Это абсолютно легальные действия, ведь это еще не само волеизъявление, а только исследования настроений, позиций. В такой ситуации стоит найти индивидуальный подход к каждому человеку. Тех, кто и так поддерживает – вдохновить и заверить в поддержке.

Колеблющихся – убедить (различные аргументы «за», развенчание фейков и мифов московской церковной пропаганды – всего этого в достаточном количестве на сайте Cerkvarium). С теми, кто против стоит общаться осторожно, не раздражать их и не обострять конфликт. Это важно, ведь те, кто против могут оказывать различные противозаконные препятствия для перехода.

Например, позвать титушок или священников из соседних приходов МП для срыва волеизъявления. После предварительного изучения настроений уже можно понимать приблизительные распределения взглядов верующих на приходе.

Важно! В УПЦ (МП) придумали «схему», каким образом лишить верующих, которые поддерживают автокефалию и хотят перейти к ПЦУ, права голоса. Внимательно прочитайте этот материал и рекомендации по противодействию этой схеме.

Следующим важным шагом является получение доступа к Уставу религиозной общины. Устав – это документ, который описывает права и обязанности общины в качестве самостоятельного юридического лица.

Важно выяснить, как в Уставе прописаны критерии членства в общине.

Обычно они довольно общие и выписаны примерно так: «Членами религиозной общины являются лица старше 18 лет, православного вероисповедания, которые не находятся под церковной запретом и активно участвуют в религиозной жизни».

Здесь стоит отдельно уточнить, что такое активное участие в религиозной жизни. Поскольку четких критериев не прописано, то и те, кто ходит в церковь каждое воскресенье, так и те, что приходят по большим праздникам имеют одинаковые права в решении судьбы прихода.

Если нет утвержденного в Уставе и зарегистрированного перечня членов общины, то право голоса имеют все. Иначе получается несправедливо. Как брать деньги с людей по большим праздникам за крещение, погребение или брак – так можно, а как решать судьбу общины – так нельзя. Двойные стандарты.

Как предоставить человеку религиозные услуги так мы ее считаем членом религиозной общины, а как он будет выражать собственную точку зрения, которая может не понравится священнику – так мы его уже и не считаем членом общины. Это не правильно.

Право голоса имеют все верующие общины, если не зарегистрирован в соответствующих органах перечень действительных членов с правом голоса.

Далее нужно найти в Уставе норму, при каких условиях Общее собрание считается действительным. Это может быть разная цифра: простое большинство (50% + 1 человек), 2/3 или даже 3/4.

Согласно принятому Верховной Радой Закону № 4128-д, который уже вступил в силу, для принятия решения о переходе необходимо, чтобы за это проали 2/3 присутствующих на собрании – не 2/3 общины, а 2/3 от присутствующих на собрании.

Поясним на примерах.

В общине всего 300 членов. В Уставе написано, что собрание действительно при условии присутствия на нем 50% + 1 человек. То есть для созыва собрания нужно минимум 151 человек. Для перехода достаточно, чтобы проали «за» 2/3 от 151, то есть 101 человек.

В общине всего 300 членов. В Уставе написано, что собрание действительно при условии присутствия на нем 2/3 всех членов. То есть для созыва собрания нужно минимум 200 человек. Для перехода достаточно, чтобы проали «за» 2/3 от 200, т.е. 134 человека.

В общине всего 300 членов. В Уставе написано, что собрание действительно при условии присутствия на нем 3/4 всех членов. То есть для созыва собрания нужно минимум 225 человек. Для перехода достаточно, чтобы проали «за» 2/3 от 225, то есть 150 человек.

После того, как мы выяснили, сколько нужно людей для принятия решения, нужно созвать собрание. Кто это может делать? В некоторых уставах написано, что Собрание имеет право созывать только священник, но это не так. Согласно новому Закону № 4128-д Собрание может быть созвано членами религиозной общины (ч. 3 ст.

8 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях»). Таким образом, нужно собрать инициативную группу верующих, и обойти с приглашениями всех членов общины.

Важно, чтобы члены этой инициативной группы имели авторитет среди местных жителей, чтобы люди им доверяли – это могут быть пожилые люди, старосты, или ветераны АТО.

Важное уточнение. Представители органов местного самоуправления так же могут принимать участие во всех этих процессах, поскольку занимание властной должности не лишает человека права на свободу вероисповедания и реализацию этого права.

Например, председатель сельского совета может так же участвовать в ании, входить в инициативную группу, убеждать людей изменить церковную подчиненность, ведь это часть его конституционных прав на свободу совести и вероисповедания, как гражданина Украины (ст.

34 Конституции Украины).

Также заметим, что органы местного самоуправления должны обеспечивать и способствовать реализации права религиозную свободу, об этом прямо указано в ст. 29 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

К этим правам относится не только право свободно исповедовать собственные религиозные взгляды, но и право не только единолично, но и коллективно, то есть общиной, менять религиозные взгляды, то есть религиозную подчиненность.

Об этом говорится в ч. 1 ст. 3 указанного Закона.

Идем дальше. Перед проведением собрания надо заблаговременно решить вопрос с помещением. Никаких особых требований закона об этом нет, но лучше, чтобы это был просторный зал, где все могли бы комфортно разместиться.

Пригласив людей на собрание, надо сразу же зачитать повестку дня, предложить общине председательствующего, секретаря и счетную комиссию. Если все соглашаются – утвердить такую ​​повестку дня и кандидатуры председателя, секретаря и счетной комиссии.

Если есть подозрения или поступает информация, что собрание может быть сорвано – лучше вызвать полицию для обеспечения соблюдения правопорядка во время реализации права на свободу вероисповедания.

Далее нужно четко сформулировать для присутствующих вопрос, который выносится на ание. После этого проводить ание. Все действия во время заседания должны быть записаны в протоколе, который ведет секретарь. Также нужно составить приложение с ФИО всех авших «за», где каждый поставит личную подпись. Это прямая норма закона (ч. 5 ст. 8).

Вообще стоит уточнить, что вопрос изменения церковной подчиненности решается путем внесения изменений в Устав. Так, например надо будет изменить название религиозной организации. Поясним на примере. Представим себе религиозную организацию «Свято-Михайловская община с.

Гнилички Тернопольской епархии УПЦ». Она должна изменить свое название на «Свято-Михайловская община с. Гнилички Тернопольской епархии ПЦУ».

Для того, чтобы не ошибиться с правильным названием епархии, стоит представителям инициативной группы уточнить это у местного епископа единой поместной автокефальной Православной Церкви Украины.

Также в Уставе во всех упоминаниях о подчиненности, о выполнении тех или иных распоряжений Церкви, об обязательствах выполнять решения Соборов или Синодов надо заменить слова «УПЦ» на «ПЦУ».

После проведения собрания и принятия решения о переходе, необходимо обратиться к местной епархии ПЦУ с просьбой принять общину.

Местный епископ должен издать приказ о принятии общины в состав епархии и подписать новый вариант Устава.

Далее следует подготовить «пакет документов» в Областную Государственную Администрацию, так как только там теперь осуществляют регистрацию уставов религиозных организаций.

Необходимые документы:

  1. Устав религиозной организации, уже в новой редакции (то есть с изменениями).
  2. Заявление с просьбой зарегистрировать Устав в новой редакции. Его должен подписать руководитель или уполномоченный представитель религиозной общины.
  3. Приложение с перечнем участников общего собрания и подписями всех проавших «за» такой переход.
  4. Копия протокола общего собрания или выписка из него. Она должны быть надлежащим образом заверена, то есть у нотариуса или у представителей органов местного самоуправления.
  5. Действующий Устав, в который нужно внести изменения (оригинал или заверенная копия). Причем этот документ также должен иметь отметку о государственной регистрации и информацию обо всех предыдущих изменениях.
  6. Оригинал свидетельства, выданного органом регистрации Устава (в случае, если такой документ выдавался).

Перед поездкой в ​​ОГА стоит согласовать перечень документов и правила их оформления. Это можно сделать по телефону. Соответствующие номера телефонов отделов по делам религий есть на сайтах ОГА.

Все документы нужно подать в ОГА и после их рассмотрения, в случае если вся процедура была выполнена в соответствии с Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях» и тех положений Устава, которые не противоречат Закону, государственный орган регистрирует изменения в Устав и община уже юридически считается принадлежащей к новой церкви.

Следует помнить, что закон также предусматривает право тех, кто не согласен с решением о переходе – создать новую общину и заключить договор о поочередном пользовании храмом. Если храм в собственности религиозной общины, сменившей юрисдикцию, тогда договор заключается с ней.

Органы местного самоуправления могут выступить посредниками или модераторами в этом процессе, если стороны не могут прийти к согласию. Это предусмотрено ст. 29 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

Если храм в собственности государственной или коммунальной, тогда договор заключается с властью.

Фото из сети Интернет

Источник: https://cerkvarium.org/ru/spetstemy/avtokefaliya/poshagovaya-instruktsiya-kak-religioznoj-obshchine-smenit-yurisdiktsiyu

Как открыть местную религиозную организацию

Как открыть местную религиозную организацию

Мало кто знает, но любой храм, часовня, церковь, мечеть, синагога, молельный дом или еще какое культовое заведение — это официально зарегистрированное НКО.

Некоммерческая организация, зарегистрированная в Минюсте, с уставом, проверками, налогами, доверенностями и даже печатью.

Святые отцы, настоятели, падре и верховные шаманы идут в кабинеты к чиновникам с папками документов, расписываются на нотариально заверенных копиях и молятся своим небесным покровителям о благосклонности работников Министерства юстиции и налоговой службы.

По идее, зарегистрировать свою религиозную организацию не так сложно. Например, у Православной Церкви Московского патриархата есть типовой проверенный устав для вновь создаваемых приходов. Но если у вас есть свое видение верховного божества и обрядов, то можно попробовать написать свой устав.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 Доб. 389
(звонок бесплатный)

Дорогие читатели! Наши статьи описывают типовые вопросы.

Если вы хотите получить ответ именно на Ваш вопрос, Вам нужна дополнительная информация или требуется решить именно Вашу проблему — ОБРАЩАЙТЕСЬ >>

Мы обязательно поможем.

Это быстро и бесплатно!

  • Документы для регистрации местной религиозной организации
  • Как зарегистрировать религиозную организацию в России
  • Статья 9. Создание религиозных организаций
  • Статья 8. Религиозная организация
  • Uncategorised
  • Езидство (организация)
  • Как открыть местную религиозную организацию

Документы для регистрации местной религиозной организации

Пастафарианцы поклоняются Летающему макаронному монстру, носят дуршлаги на голове. Как оказалось, сделать это проще простого. А через 15 лет можно построить себе храм.

Кроме того, надо заранее продумать, что будет символом веры грубо говоря, кому молиться и какие заповеди вы будете соблюдать естественно, все в рамках законодательства.

Молиться в одиночку не только скучно, но и неверно с юридической точки зрения.

Официально для регистрации религиозной группы требуется всего два человека. Так что берите друга и идите регистрировать религию вместе с ним.

Правда, поговаривают, что для вящей убедительности количество заявителей должно быть хотя бы чуть больше десяти. С религиозной группой все достаточно просто. Нужно уведомление о создании религиозной группы.

Ее существование не требует какого-то особого разрешения.

Вы можете существовать даже без уведомлений, но пастафарианцы заинтересованы в регистрации и в пропаганде своих ценностей. Там нужно указать, что вы желаете создать свою религиозную группу, вписать свои личные данные.

В Москве пастафарианцы пошли в муниципалитет и там получили регистрацию. В Петербурге же регистрацией подобных организаций даже в уведомительном порядке занимаются местные администрации по согласованию с муниципалитетами. При этом, согласно закону, порядок регистрации религиозной группы уведомительный и принять заявление от гражданина РФ может любой местный орган власти.

Те же пастафарианцы зарегистрировались только в Москве. Мы собрались с единомышленниками, изучили закон «О свободе совести и вероисповедания», подготовили заявление и отнесли его в органы Местного самоуправления.

По закону, это уведомление должны принять в секретариате и поставить штамп. Там мы указали, что организуем религиозную группу, прописали ее участников и организаторов.

Кроме того, мы указали место для проведения обрядов.

После того, как нам поставили штамп, мы официально стали религиозной группой. Религиозная группа — это только территориальное образование. А епархии нашей РПЦ формально, юридически существуют отдельно от нас.

Но в законе не прописано, как наши религиозные группы могут взаимодействовать. Мы можем быть вместе только тогда, когда мы станем религиозной организацией, как, например, мусульмане или буддисты. Можно идти куда угодно, пока есть органы МСУ.

Как только эти органы заканчиваются, то создать группу уже нельзя. На самом деле, эти границы между муниципалитетами довольно свободные. По-хорошему, ваша группа работать может только на территории муниципалитета. Но местностью и территорией по смыслу закона является вся РФ, так что группа может действовать на всей территории страны. Имя, паспортные данные там.

Александр Шуршев, муниципальный депутат, Санкт-Петербург :.

Никаких сложностей с регистрацией религиозных групп возникать не должно, так как в регламенте всё прописано более, чем подробно, включая образец заявления, которое передаётся в муниципалитет.

У муниципалов, конечно, могут возникнуть вопросы по каким-то религиозным группам, но их они могут задавать лишь друг другу, но не заявителям. Лично я не слышал о том, чтобы кто-то сталкивался со сложностями в этом вопросе.

Если у вас обычная религиозная группа, то подойдет квартира. Или комната в коммуналке. Или офис. Для религиозной группы никаких особых требований нет. Помещения для молитв предоставляются ее участниками.

Для строительства культовых сооружений нужен статус религиозной организации. Как только это время прошло, вам можно зарегистрировать свою религию.

Конкретного списка документов для регистрации религиозной организации на данный момент нет.

В наше время религиозного мракобесия вполне логично ожидать на ваших акциях группы хоругвеносцев, казаков и друзей Дмитрия Энтео, жаждущих полить вас то святой водой, то кетчупом. Который, правда, до сих пор не был ни разу использован. Мы подпадаем под закон «О защите чувств верующих», как религиозная группа.

Во-первых, нужно учитывать естественный антиклерикализм т. Этот слой людей выполняет важную функцию в общественном разделении труда. Он ничего не производит. Он не владеет средствами производства. В его задачу входит только потребление, он обеспечивает постоянный спрос на те товары, которые предлагает рынок.

Вполне естественно, что они создали и собственную религию. Посмотрите на ключевые идеи пастафарианства: это идеология хипстера, облеченная в форму стеба, впрочем, вполне естественную для субкультуры эстетизированного потребления. Разумеется, даже самые либеральные формы настоящего христианства, даже самые не-ригористичные священники не могут их устроить.

Потому что идеология потребления с христианством несовместима. Но базовым принципам нынешней социально-экономической модели деятельность этой «религии» не противоречит. Поэтому и регистрируют без проблем. Напротив, там, где работа религиозной организации вступает в противоречие с интересами власти чаще региональной , у нее возникают проблемы.

Источник: https://otoplenie-spetsmontazh.ru/administrativnoe-pravo/kak-otkrit-mestnuyu-religioznuyu-organizatsiyu.php

Legislationline

Как открыть местную религиозную организацию

Письмо Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. N 08-18-257-97

Для использования в практической деятельности по реализации Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» направляем:

к Закону, подготовленный заместителем Председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Себенцовым А.Е.;

методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций, подготовленные Департаментом по делам общественных и религиозных объединений;

методические рекомендации по применению органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», подготовленные Департаментом по делам общественных и религиозных объединений на основе поступивших запросов органов юстиции.

Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции разработаны и будут направлены после их государственной регистрации.

Нормативные правовые акты Правительства РФ (о порядке регистрации представительств иностранных религиозных организаций и о проведении государственной религиоведческой экспертизы) после их принятия будут официально опубликованы.

См. Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами, утвержденные приказом Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 68,

Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 130,

Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 июня 1998 г. N 565

Одновременно напоминаем о необходимости представления в Департамент по делам общественных и религиозных объединений к 20 января 1998 г. сведений о государственной регистрации религиозных организаций за 1997 год согласно ранее направленной форме.

Приложение: на 6 листах и газетное приложение.

Первый заместитель Министра

П.Крашенинников

Методические рекомендации

по осуществлению органами юстиции контрольных

функций в отношении религиозных организаций

См. Методические рекомендации по применению органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части регистрации и перерегистрации религиозных организаций, доведенные письмом Минюста РФ от 27 декабря 1999 г. N 10766-СЮ

Задачи и предмет контроля

Организация контроля

Принятие мер по результатам проверки

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», вступивший в силу с 1 октября 1997 года, наделил органы юстиции, зарегистрировавшие религиозную организацию (далее именуются — регистрирующие органы), правом контроля за соблюдением ими уставов относительно целей и порядка их деятельности.

Поскольку принятый Федеральный закон не содержит конкретных указаний на формы и методы осуществления регистрирующими органами контрольных функций в отношении религиозных организаций, то в правоприменительной практике следует руководствоваться не только положениями данного Закона, но и соответствующими положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О некоммерческих организациях» и иными актами действующего законодательства Российской Федерации.

Задачи и предмет контроля

Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляется в целях обеспечения неукоснительного соблюдения ими Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, предупреждения и пресечения противоправных проявлений в деятельности религиозных организаций.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» контроль за деятельностью религиозных организаций со стороны регистрирующих органов должен осуществляться по двум направлениям:

    контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно целей ее деятельности;контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности.

При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности регистрирующим органам следует обращать особое внимание на:

    соблюдение уставных положений, касающихся структуры и управления религиозной организации, деятельности ее руководящих органов, правомочности принимаемых решений и иных положений, не относящихся к внутренним (каноническим) установлениям религиозной организации;соблюдение установленного порядка и процедуры внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации религиозной организации и иных действий, имеющих правовые последствия;своевременное информирование религиозной организацией регистрирующего органа об изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;своевременное представление религиозной организацией ежегодной информации о продолжении ее деятельности в установленном Законом объеме.

Нарушение установленного порядка деятельности и управления религиозной организации является основанием для признания принятых с нарушением устава решений религиозной организации неправомочными и, в установленных Законом случаях (государственная регистрация изменений и дополнений устава, реорганизация и ликвидация религиозной организации, изменение данных государственного реестра юридических лиц), влечет отказ регистрирующего органа в удовлетворении соответствующего заявления религиозной организации.

Непредставление требуемых сведений в регистрирующий орган в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.

Контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей ее деятельности подразумевает проверку со стороны регистрирующего органа соответствия фактической деятельности религиозной организации заявленным в ее уставе целям и задачам.

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст.8) в качестве религиозных признаются организации, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры.

Кроме своей основной цели (исповедание и распространение веры) религиозные организации в установленном законом порядке вправе заниматься и иной деятельностью, соответствующей ее цели и не запрещенной законом.

При этом, предмет и цели деятельности религиозной организации, как некоммерческой организации, должны быть определены в ее уставе (ст.53 части первой ГК РФ).

Следовательно, деятельностью религиозной организации, противоречащей ее уставным целям, является:

    утрата религиозной организацией при осуществлении своей деятельности характера и признаков религиозной организации (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.);осуществление запрещенных для религиозных организаций видов деятельности (участие в деятельности политических партий и политических движений, оказание им материальной и иной помощи, предвыборная агитация, создание структурных подразделений в государственных и муниципальных учреждениях и в иных не предусмотренных законом местах, осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей уставным целям, продажа получаемой гуманитарной и технической помощью и т.д.);осуществление деятельности, в том числе медицинской, образовательной и иной, без надлежаще оформленного разрешения (лицензии);осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации;осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации;осуществление деятельности, сопряженной с посягательствами на личность и права граждан и с иными нарушением Конституции и действующего законодательства РФ.

Организация контроля

При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации регистрирующие органы не должны подменять органы прокуратуры и иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют надзорные и контрольные функции согласно установленной им законом компетенции. Целесообразно практиковать проведение комплексных проверок деятельности религиозных организаций с участием соответствующих надзорных и контрольных органов по предварительной договоренности с ними.

Проверка уставной деятельности религиозной организации может осуществляться в плановом порядке по инициативе регистрирующего органа, а также в случае возникновения обстоятельств, требующих проведения контрольной проверки деятельности религиозной организации:

    по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан и организаций;по публикациям и сообщениям печати и иных средств массовой информации;по поручению Министерства юстиции, других органов государственной власти и управления;в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства регистрирующие органы обязаны уважать внутренние установления религиозных организаций и не вправе вмешиваться в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит закону. Не допускаются:

    проведение проверок в религиозных организациях во время богослужений, проведения религиозных обрядов, церемоний и иных культовых мероприятий;нарушение принятых норм поведения в молитвенных зданиях и помещениях;оскорбление религиозных чувств и убеждений граждан.

Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов влечет ответственность по закону (ст.193 КоАП РСФСР, ст.148 УК РФ).

О предстоящей проверке надлежит уведомить руководителей религиозной организации.

Непосредственно осуществление проверки предусматривает выполнение следующих действий со стороны регистрирующего органа:

    изучение материалов регистрационного дела религиозной организации, имеющихся в регистрирующем органе заявлений и обращений граждан, сообщений печати и иных средств массовой информация, касающихся деятельности данной организации;запрашивание в правоохранительных, налоговых и иных государственных органах имеющейся у них информации и сведений, связанных с деятельностью проверяемой религиозной организации;направление по согласованию с религиозной организацией своих представителей для участия в проводимых ею мероприятиях;запрашивание и изучение официальной информации и иных материалов религиозной организации, касающихся ее уставной деятельности, а также ее структурных подразделений;получение разъяснений от руководителей и членов религиозной организации по вопросам, относящимся к уставной деятельности религиозной организации;совершение иных действий в пределах установленной законом компетенции регистрирующего органа.

Принятие мер по результатам проверки

Результаты проверки оформляются в виде справки, приобщаемой к регистрационному делу, хранящемуся в регистрирующем органе. О результатах проверки информируется руководящий орган религиозной организации.

В случае выявления в ходе проверки фактов совершения религиозной организацией действий, противоречащих ее уставным целям или нарушающих действующее законодательство, регистрирующий орган информирует руководящий орган религиозной организации о допущенных нарушениях с предложением об их устранении или выносит религиозной организации письменное предупреждение.

В случаях, когда выявленные нарушения имеют характер административного правонарушения, регистрирующий орган передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случаях, когда в выявленных нарушениях имеются признаки преступления, материалы проверки направляются в прокуратуру.

В случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, и вынесения ей более двух предупреждений в письменной форме, регистрирующий орган обращается в суд с заявлением о ликвидации указанной религиозной организации (ст.33 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Департамент по делам общественных

и религиозных объединений

Методические рекомендации

о применении органами юстиции некоторых положений

Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Источник: http://www.legislationline.org/ru/documents/action/popup/id/14189

Как зарегистрировать религиозную организацию

Как открыть местную религиозную организацию

Согласно статье 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Для реализации этих прав граждане имеют право участвовать в религиозных объединениях. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.

1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»  религиозное объединение есть добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

 Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Местные религиозные организации могут существовать самостоятельно (например, религиозные общины протестантского толка) либо входить в состав централизованных религиозных организаций (например, приходы и монастыри Русской Православной Церкви, мечети духовных управлений мусульман России). Централизованная религиозная организация представляет собой многозвенное религиозное объединение, состоящее не менее чем из трех местных религиозных организаций.

При этом централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на протяжении не менее 50 лет на момент ее обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них. 

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Местные религиозные организации вправе учреждать образовательные учреждения, регистрируемые в качестве негосударственных образовательных учреждений. Учреждения профессионального религиозного образования создаются централизованными религиозными организациями.

Процедура государственной регистрация религиозных организаций в Российской Федерации осуществляется на основе Федеральных законов от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) и Федеральным законом № 125-ФЗ.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом. Таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций  осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации, а именно Федеральная налоговая службы и ее территориальные органы. 

Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации, то есть Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской  области.

Стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях определяются Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455.

Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в Управление следующие документы:

заявление о государственной регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром; в случае, если заявителем не представлен указанный документ, территориальный орган Минюста России самостоятельно запрашивает его в соответствующем органе местного самоуправления;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией (указываются в соответствующей графе заявления).

В случае если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к указанным документам в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

Общий срок предоставления государственной услуги центральным аппаратом  Минюста России  и его территориальными органами, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы).

Срок рассмотрения документов религиозной организации может быть продлен до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы.

Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме и учредительных документов религиозной организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Учредительные документы религиозной организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.

Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом.

Подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется.

Орган юстиции имеет право отказать в государственной регистрации религиозной организации в случаях, если:

 1. цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

 2. создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

 3. устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;

 4. в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

 5. учредитель (учредители) неправомочен.

Кроме того, в случае непредставления для государственной регистрации религиозной организации документов, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 125-ФЗ, заявление о государственной регистрации религиозной организации может быть оставлено без рассмотрения.

Начальник отдела 

по делам некоммерческих организаций

Управления Министерства юстиции

Российской Федерации

по Волгоградской области

Анна Лепешкина

Источник: http://www.jurinfo-gazeta.ru/issues/3168/kak-zaregistrirovat-religioznuyu-organizatsiyu

ГуруПрава
Добавить комментарий