Налог на добычу полезных ископаемых налоговая ставка 2018

Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего)

Налог на добычу полезных ископаемых налоговая ставка 2018

Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего)

Об определении величины расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств — членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств — участников Содружества Независимых Государств.

Величина расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств — членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств — участников Содружества Независимых Государств определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107, с 1 марта 2016 года составляет 3399 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2017 года составляет 2573 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2018 года составляет 2496 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2019 года составляет 2896 руб. за за 1 тыс. куб. м (без НДС).

Об определении показателя (Тр), рассчитываемого в соответствии с пунктом 14 статьи 342.4. главы 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Значение показателя (Тр) с 1 января 2016 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2017 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2018 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2019 года принимается равным 0 (нулю).

Расчетная цена реализации газа за пределы территорий государств – участников Содружества Независимых Государств (Цдз), определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107, за налоговый период ноябрь 2019 года составляет 15 179 руб. за 1000 куб. м газа (без НДС).

С информацией о расчетной цене за 2015-2019 гг. можно ознакомиться ниже:

Налоговый период2015 г.2016 г.2017 г.2018 г.2019 г.
январь18 490,7112 65610 06011 40717 301
февраль19 77213 07710 10711 35016 966
март18 90912 01710 12511 66216 552
апрель16 41910 17710 13212 07816 255
май13 5759 157 10 07113 29516 063
июнь12 1558 91210 30514 19316 021
июль12 4248 850 10 52814 71615 552
август12 3828 640 10 84515 14414 948
сентябрь13 3688 78210 98116 20215 265
октябрь13 2549 01410 72816 98715 263
ноябрь12 4559 29310 77916 86515 179
декабрь12 3809 94811 19017 171

Данный показатель используется в целях расчета базового значения единицы условного топлива, определяемого пунктом 1 Статьи 342.4. главы 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, используемого в свою очередь для исчисления за налоговый период налоговой ставки, предусмотренной подпунктами 10, 11 пункта 2 Статьи 342 главы 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации.

Об определении величины расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств — членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств — участников Содружества Независимых Государств.

Величина расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств — членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств — участников Содружества Независимых Государств определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107, с 1 марта 2016 года составляет 3399 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2017 года составляет 2573 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2018 года составляет 2496 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2019 года составляет 2896 руб. за за 1 тыс. куб. м (без НДС).

О средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (Цв)

В соответствии с пунктом 3 Правил определения средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ горючий природный, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения), расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств — участников Содружества Независимых государств и расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств — членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств — участников Содружества Независимых государств (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2015 № 107, единая по системе газоснабжения расчетная цена на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (Цв), определяется по формуле: Цв= ЦоптНН/0,9955

где ЦоптНН- предельный минимальный уровень оптовых цен на газ, используемый для определения оптовой цены для потребителей Нижегородской области, определенный в соответствии с пунктами 15(1) и 15(2) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021, на налоговый период.

С 1 июля 2015 года на основании приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 218-э/3 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН — 4034 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4052 руб. за 1000 куб. м. газа (4034/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил).

Источник: https://fas.gov.ru/news/5560

Налог на добычу полезных ископаемых — 2018

Налог на добычу полезных ископаемых налоговая ставка 2018

НДПИ (расшифровка аббревиатуры – налог на добычу полезных ископаемых) подлежит начислению и уплате лицами, у которых имеется лицензия на пользование участком с целью добычи в его недрах полезных ископаемых. Стандарты расчета и правила применения регламентированы Налоговым кодексом.

Налог на добычу полезных ископаемых: общая информация

Добываемые полезные ископаемые могут быть разделены на такие группы:

  • горючие вещества (уголь, торф, сланцы);
  • углеводородные продукты, к которым относят нефть и добытый газ с метаном;
  • руда;
  • разные виды неметаллического сырья, добываемого горнорудными и горно-химическими предприятиями;
  • налог НДПИ начисляется и на редкие металлы;
  • цветные камни;
  • кварцевое сырье;
  • драгоценные и полудрагоценные металлы, камни;
  • соль;
  • вода лечебного назначения и промышленного, добываемая из-под земли или природных, термальных источников.

Полный перечень указан в ст. 337 НК РФ. Объект налогообложения НДПИ – объем добываемых полезных ископаемых на территории РФ и за ее границами (ст. 336 НК РФ).

Не подлежит обложению налогом сырье, полученное из источников, которые не состоят на государственном учете и не являются для государственных структур балансовыми.

Сырье из этой категории недр могут добываться предпринимателем для удовлетворения собственных нужд.

Ндпи в 2018 году: ставки и нововведения

Для расчета суммы налоговых обязательств применяются две шкалы ставок:

  1. Процентная сетка (адвалорные ставки), которая используется при начислении налога по налоговой базе, выраженной в стоимости сырья.
  2. Рублевые ставки (специфические), которые назначаются на каждую тонну сырья, учитываемого по объему добычи.

В п. 1 ст. 342 НК РФ приведен список ископаемых с предусмотренной для них нулевой ставкой налога. Расчет обязательств производится по каждому налоговому периоду – он равен календарному месяцу.

Законом от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ внесены изменения в НК РФ. В части налога на добычу горючего природного газа предусмотрен налоговый вычет. Для получения вычета надо соблюсти несколько требований:

  • недра находятся в акватории Черного моря (частично или полностью);
  • месторождение не является новым;
  • предприятие, осуществляющее добычу, зарегистрировано в Республике Крым или в г. Севастополь до 2017 года;
  • в отчетном налоговом периоде были произведены траты на основные средства (приобретение, доставка, ведение в эксплуатацию), которые включены в программу инвестиционного развития газотранспортной системы РК и Севастополя.

Размер вычета соответствует величине фактически понесенных затрат на объекты основных средств, но не может быть выше предельного значения льготы (0,9 х сумма налога).

Налог на добычу полезных ископаемых-2018: определение налоговой базы

Налогооблагаемая сумма выводится налогоплательщиком самостоятельно. Расчеты производятся отдельно по каждому типу сырья. Стоимость сырья вычисляется:

  • по ценам реализации, фигурирующим на рынке в текущий момент;
  • по ценовым показателям, не учитывающим полученные суммы субсидирования для покрытия разрыва между рыночным и расчетным ценниками;
  • по расчетным нормативам, если в налоговом периоде не были осуществлены продажи для конкретного типа сырья.

Налоговая база по НДПИ определяется как количество ископаемых, которые были добыты предприятием, или стоимость полученного добывающими организациями сырья.

На количественные показатели надо ориентироваться при разработке нефтяных месторождений, газовых, угольных, норма распространяется на многокомпонентные руды в Красноярском крае.

Стоимостные значения используются в расчетах для добычи других видов ископаемых и углеводородного сырья на морских участках месторождений (нефть, газ).

Ндпи в 2018 году: формулы и примеры расчетов

Суммарное значение налога высчитывается путем перемножения налоговой базы со ставкой, которая закреплена за соответствующим видом сырья. Для добываемой нефти налог надо рассчитывать по обессоленной, обезвоженной и стабилизированной разновидности сырья.

Для нефтяного материала характерно использование в формуле подсчета специфической ставки налога, которая дополнительно корректируется на условия добычи при помощи показателя Дм и динамику общемировых цен (через коэффициент Кц).

Формула расчета НДПИ на нефть в 2018 году:

Налоговая база в тоннах х (ставка х Кц – показатель Дм).

Производить вычисления надо ежемесячно, данные показываются отдельно по налоговым периодам без накопления. Расчет НДПИ на нефть – пример основывается на ставке, действующей в 2017 году. Она равна 919 руб. за каждую тонну сырья. Вычисление коэффициентов – самая сложная часть работы. Они определяются по формулам:

  1. Дм = Кндпи х Кц х (1– Кв х Кз х Кд х Кдв х Ккан). Каждый из коэффициентов рассчитывается по нормативам ст. 342 НК РФ. Значения некоторых из них можно получить через форму запроса, направленную в Роснедр.
  2. Кц = (Цена барреля нефти «Юралс» — 15) х средний показатель курса доллара к рублю по данным ЦБ РФ / 261.

Пример расчета НДПИ при условии добычи в октябре 2017 года 17 000 тонн баррелей нефти:

  1. Значение КЦ можно брать с сайта ИФНС, на котором ежемесячно публикуются данные по составляющим этого показателя и его итоговому значению. На октябрь 2017 года коэффициент равен 9,1484.
  2. Кндпи с 2016 года не менялся и остался на уровне 559 рублей.
  3. Кд и Ккан заданы равными 1 (шкала значений предусмотрена ст. 342.2 и 342.5 соответственно).
  4. Остальные коэффициенты можно определить только при наличии доступа к сведениям из Роснедра. Для примера примем условные данные по Кв и Кдв в размере 0,3, Кз, равным 1.

НДПИ составит 63 812 560 рублей за октябрь (17 000 х (919 х 9,1484 – (559 х 9,1484 х (1 –0,3 х 1 х 1 х 0,3 х 1)))).

Налог на добычу полезных ископаемых в 2018 году для нефтяников планируется дополнить новым показателем НДД, который будет ориентироваться на получаемые доходы. Перейти на обновленные нормативы налогообложения сразу все предприятия не смогут – перевод будет постепенным, регулировать очередность будет Минфин.

НДПИ на газ определяется по фиксированному размеру ставки, назначенной для каждого кубометра сырья. В расчетах используется набор специальных коэффициентов:

  • Тг (учитывает расходы, связанные с доставкой газа до пункта его обработки);
  • Еут – обозначение единицы условного топлива;
  • Кс – применяется для идентификации степени сложности процесса получения сырья.

НДПИ на золото облагается по процентной шкале ставки, равной 6% (для остальных драгоценных металлов действует ставка 6,5%). Объем добытого металла определяется по условиям ст. 339 НК РФ.

Налоговая база рассчитывается как произведение цены единицы сырья и его общего количества, которое было найдено за месяц. Срок уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен ст. 344 НК.

Погасить налоговое обязательство надо до 25 числа в месяце, следующем за окончившимся налоговым периодом.

Источник: https://spmag.ru/articles/nalog-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh-2018

Ндпи 2018 -2019: ставка, расчет, отчетность по налогу на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых налоговая ставка 2018
НДПИ — это налог на добычу полезных ископаемых. В 2018 году его платят организации, которые признаются пользователями недр.

По каким ставкам платить налоги в 2019 году, как рассчитать НДПИ и сдать отчетность, подробно разберем в статье. 

Определим, что такое НДПИ простыми словами. Это обязательный платеж за добычу из недр земли ценных ресурсов.

Организация, которая добывает полезные ископаемые, обязана встать на учет в инспекции в качестве плательщика НДПИ.

В России практически все полезные ископаемые являются государственной собственностью, поэтому налог на полезные ископаемые взимается с добычи подавляющего большинства ресурсов. НДПИ на нефть и газ приносит существенные налоговые доходы в бюджет.

Основная характеристика налога на добычу полезных ископаемых НДПИ заключается в том, что сумма отчислений зависит от количества добытых ресурсов.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются пользователи недр. Такие организации должны получить лицензию на добычу ресурсов или заключить с государством соглашение о разделе продукции.

Отвечает Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

«Применение спецрежима при выполнении соглашения о разделе продукции не освобождает от уплаты НДПИ инвесторов соглашения, предусматривающего раздел продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (п. 1 ст. 346.36, п. 7 ст. 346.35 НК РФ). В этом случае НДПИ рассчитывается…»

 Из рекомендации Системы Главбух «Кто должен платить НДПИ»

НДПИ – федеральный или региональный налог

Рассмотрим, в какой бюджет поступает налог. НДПИ или налог на добычу полезных ископаемых – это федеральный налог. НДПИ в Налоговом кодексе регулируется главой 26. В ней сказано, что налог поступает в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Таким образом, НДПИ по НК РФ является федеральным налогом, но поступает в бюджеты разных субъектов РФ.

Как рассчитать НДПИ в 2019 году

Объектом налогообложения являются полезные ископаемые. Налоговая база по НДПИ определяется как количество добытых ресурсов или их стоимость.

Например, налог на добычу нефти в большинстве случаев зависит от ее количества. Но при добыче нефти на новых морских месторождениях расчет налога ведется из ее стоимости. Ресурсы, с которых НДПИ платить не нужно, привели эксперты Системы Главбух.

Ставка НДПИ зависит от вида ресурса и от типа налоговой базы. Ставки налога вы можете найти в таблице по кнопке ниже.

Ставки НДПИ

Порядок расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого. Есть два способа расчета:

  • исходя из количества добытого полезного ископаемого. Этим способом нужно рассчитывать НДПИ при добыче угля, нефти, газа и газового конденсата (кроме нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья);
  • исходя из стоимости добытого полезного ископаемого. Этот способ применяется при расчете НДПИ по остальным видам полезных ископаемых, включая нефть, газ и газовый конденсат, добытые на новых морских месторождениях углеводородного сырья. При этом рассчитывать налог исходя из стоимости нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях, можно в течение определенного периода. По окончании этого периода применяется первый способ расчета – исходя из количества добытого полезного ископаемого.

Как заполнить декларацию и отчитаться по НДПИ в 2019 году

Налоговым периодом признается календарный месяц. Декларацию надо подавать по истечении каждого налогового периода, то есть ежемесячно. Срок сдачи – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим периодом.

Декларацию составляйте по форме из приказа ФНС от 14.05.2015 № ММВ-7-3/197. Этим же приказом чиновники утвердили порядок заполнения и электронный формат отчетности.

Порядок заполнения декларации по НДПИ

Мы же приведем состав отчетности по полезным ископаемым. Декларация по НДПИ включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • раздел 2 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, за исключением добычи на новом морском месторождении углеводородного сырья»;
  • раздел 3 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче газа горючего природного и газового конденсата, за исключением добычи на новом морском месторождении углеводородного сырья»;
  • раздел 4 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья»;
  • раздел 5 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, за исключением углеводородного сырья (кроме попутного газа) и угля»;
  • раздел 6 «Определение стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости»;
  • раздел 7 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче угля по участку недр».

Дорогой коллега, годовая подписка на «Главбух» всего за 14 990 р.! Узнать больше

На все ваши вопросы с радостью ответят по телефону 8 (800) 505-87-17.

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/95109-ndpi-stavka-raschet-otchetnost

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ): определение, правовые нормы, особенности

Налог на добычу полезных ископаемых налоговая ставка 2018

Согласно п. 5 ПБУ 10/99 налог на ископаемые относится к расходам по обыкновенным видам занятости. История возникновения НДПИ берет свое начало с 1 января 2002 года. Проще было выплачивать один вид взноса, так как до реформы 2001 года за недропользование выплачивалось три пошлины — ОВМСБ, акцизный налог на нефть и газ, непосредственное пользование земельными ресурсами.

Краткая презентация

Налогом на добычу полезных ископаемых является прямая налоговая выплата федерального уровня за пользование природными ресурсами земли. Организация исчисляет НДПИ в текущий налоговый период не позднее последнего числа следующего месяца.

Сущность налога на добычу ископаемых определяется в замене сразу трех выплат по недропользованию. Это, в свою очередь, значительно упростило анализ экономической ситуации в сфере налогообложения для Росстата.

Основные элементы, из которых состоит налог на недропользование — плательщики пошлины, объекты (добытые природные ресурсы), налоговая база, отчетный период, тариф (в зависимости от объекта — от 0 до 16,5%), правила исчисления и уплаты средств в бюджет ИФНС.

Законодательство

Налог на добычу природных ресурсов определяется Налоговым кодексом в гл. 26. Организации, занятость которых облагается НДПИ, рассчитывают ставку по тарифам, установленным ст. 342 гл. 26 НК РФ.

Налогоплательщики

В ст. 334 гл. 26 НК РФ определены категории плательщиков налога на недропользование. Постановке на учет в ИФНС по уплате пошлины за пользование и добычу полезных ископаемых подлежат:

  • юр.лица, занятые в добывающей сфере;
  • ИП, деятельность которых распространяется на добычу нефти, газа песка и прочее.

Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог, состоят в реестре, который подтверждает недропользование.

Объект налогообложения

Виды полезных ископаемых, которые облагаются НДПИ, устанавливаются ст. 336 гл. 26 НК РФ. Любое из добытых природных богатств утверждаются и вносятся в список, который устанавливает закон. Также предприятия имеют право получать природные ресурсы только по лицензионному разрешению, которое выдается по письменному заявлению. К объектам налогообложения для исчисления НДПИ относят:

  • песок, щебень, дренаж, ПГС;
  • нефть, торф, производные;
  • газ;
  • камень для строительства, облицовки;
  • глина;
  • углерод;
  • соль;
  • диатомид;
  • драгоценные металлы;
  • уголь;
  • дренаж;
  • руда, цветной и черный металл;
  • воды, содержащие ценные минералы;
  • другие.

Но не за все природные ресурсы добытчики вносят пошлину. Так, минеральные воды или сырье, которое не несет материальной ценности, НДПИ не облагается. Также без госпошлины получают материалы, которые получились из отходов добытого ископаемого.

Налоговая база

Ст. 338 гл. 26 НК РФ разрешает добытчику самостоятельно установить налоговую базу на добытое сырье. Чтобы это сделать надо выполнить ряд действий:

Для подсчета используют доходы и траты, которые применяют для расчета налоговой базы налога на прибыль. Включают следующие растраты:

  • прямые — на прибыль сотрудникам (зп, оплата отпусков и т. д.);
  • косвенные — на улучшение рабочих мест и пр.

Стоимость добытых ресурсов определяется вычетом из общих расходов на добычу растраты на отдельное полезное ископаемое.

Особенности НДПИ

Характеристика самого налога на полезные ископаемые не предусматривает особенностей. А вот в процессе зачисления средств в ИФНС по НДПИ из бюджета, база, расчет выплат они есть. Например, подсчет цены на добытый продукт и определение суммы пошлины. Так, каждый вид материала оценивается отдельно и уже из этой стоимости исчисляется размер выплаты.

Также гл. 26 НК РФ не устанавливает скидок по тарифам на выплаты НДПИ, но иногда к полученному сырью применяется нулевая ставка. Например, к подземным минеральным водам, которые применяют только на лечебных курортах. На уголь и нефть, которые получены после 2012 года, распространяется налоговый вычет.

Причем в залежах, находящихся на территории Татарстана и Башкирии. Особенности НДПИ касаются и оценки добытых драгметаллов. Рассчитывают цену в тот период, когда идет подсчет рекомендуемой розничной стоимости чистого продукта без НДС. Если на этот временной промежуток чистого материала нет, то применяют стоимость из предыдущих периодов.

Недропользование и добыча природных ресурсов — прибыльное дело, за предоставление которого предприниматель или юр.лицо выплачивает пошлину. В последнее время ФНС увеличила процент выплачиваемых пошлин, чем и повысила бюджет государства. Так, доля НДПИ в бюджете РФ на 2017 год составила 45%, и налоговики не планируют понижать ставку.

Изменения НДПИ в 2018 году

2018 год — время значительных изменений для налога на добычу полезных ископаемых, так как были изменены налоговые тарифы, в формулах появились новые показатели. Например, уголь всех разновидностей рассчитывается по увеличенной ставке-дефлятору, что повлияло на его розничную цену. Новый подсчет по углю применяется со 2 квартал 2018.

Ставки 

В 2015 году российское законодательство анонсировало уменьшение налогового тарифа до 80 долларов за 1 тонну для нефтедобытчиков. Но ставка была повышена, по заверению правительство временно — до 2017.

С текущего года появилась новость о том, что повышенный тариф сохранится до 2022 года. Законодательные органы уверяют, что эта процедура увеличит добычу нефтепродуктов.

Однако специалисты Газпрома считают, что повышенный НДПИ на нефть негативно отразится на продаже газа и конденсата.

Расчет

В текущем году налог на черное золото рассчитывают по новой формуле — теперь в формулу добавился новый элемент Кк, который используют при расчете показателя Дм. Благодаря этому показателю, суммарный размер налога уменьшится до 306 рублей.

Размеры штрафов за просроченную сдачу 5-НДПИ считают по старой схеме — 1 к 300.

Источник: http://nalogobzor.info/publ/nalog-na-dobycu-poleznyh-iskopaemyh-ndpi-opredelenie-pravovye-normy-osobennosti

Статья — Журнал Проблемы современной экономики

Налог на добычу полезных ископаемых налоговая ставка 2018

В России взимание налоговых платежей за добычу полезных ископаемых введено в XIX веке, когда в 1892 году была впервые установлена попудная плата, которая соответствовала пропорциональному объему добычи.

В 1923 году принцип платности определен «Положением о недрах земли и разработке их», данное положение предусматривало взимание четырех групп платежей (подесятинная плата, разведочный сбор, долевое отчисление и арендная плата) [1].

Подесятинная плата представляла собой взимание за пользование поверхностной площади горных отводов, размер которой подлежал дифференциации в зависимости от того является ли месторождение вновь открытым или заведомо известным. Разведочный сбор взимался единовременно за предоставление права на поиск и разведку полезных ископаемых, с последующей разработкой и эксплуатацией.

Долевое отчисление — плата в натуральном выражении, взимаемая только с первооткрывателя недр, которая рассчитывалась в размере 5% от количества добытой нефти. Арендная плата уплачивалась за эксплуатацию уже известных месторождений, при этом данный платеж мог быть отменен, в связи с тяжелым хозяйственным положением добывающей компании.

С 1992 года вступивший в силу закон «О недрах», предусматривал взимание отчислений за воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также платы за право пользования недрами. Налог на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), введенный в 2002 году, заменивший ранее действующие платежи, сегодня занимает весомую долю при формировании бюджета страны.

На основании обзора экономической литературы, выделен ряд признаков налогообложения недропользования, применяемый в мировой практике: – Принцип универсальности — система налогообложения должна быть единой, действующей для всех и в любых случаях, не допускающей выборочного использования налоговых преференций; – Принцип экономической эффективности — система налогообложения должна быть основана на долгосрочной стратегии, ориентированной на предотвращение преждевременной остановки разработки месторождения в условиях возрастающих капитальных затрат; – Принцип справедливости — уровень налогообложения должен соответствовать уровню рентабельности разработки месторождения; – Принцип стабильности — налоговая система должна оставаться предсказуемой и сохранять свои оптимальные свойства при изменении условий ведения работ по разработке и эксплуатации месторождений; – Принцип простоты администрирования (прозрачности) — налоговые правила должны быть понятны недропользователям и инвесторам, налоговая система должна исключать возможность интерпретировать законодательные акты двояко. Основной функцией НДПИ является формирование бюджетного фонда государства, то есть фискальная. Данная функция выделяется в качестве основной подавляющим числом специалистов, так как выполняет общественное назначение налога — обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения им своих функций. Но с развитием государственного устройства эволюционирует и экономическое содержание налога, который должен содержать регулирующие и социальные черты. Регулирующая функция признает за налогом наличие не только фискальных воздействий, но и таких как: стимулирование экономического роста, снятие социальной напряженности и улучшение качества жизни населения страны [2]. Так, в последнее время некоторые страны стали уделять повышенное внимание влиянию, которое оказывает на окружающую среду разработка и добыча полезных ископаемых (в некоторых штатах США установлена плата за нанесение вреда в связи с добычей природных ресурсов). На сегодняшний день, выполняя свою фискальную роль, налогообложение посредством НДПИ не соответствует принципу экономической эффективности в связи с тем, что налог не способен оказывать должных стимулов для развития отрасли, а введение точечных преференций противоречит принципу универсальности налогообложения. Напомним, что прямыми налогами признаются те налоги, юридический субъект которых самостоятельно несет бремя налогообложения, тогда как обязанность по уплате косвенных налогов (налогов на потребление) перекладывается на иных лиц, посредством включения налога в цену товара, работ или услуг. Таким образом, отличительной чертой косвенных налогов является то, что фактическим плательщиком налога является не юридический субъект, а потребитель. Признаками прямых налогов является зависимость величины налога от финансовых результатов налогоплательщика, объектом налогообложения прямых налогов является доход или имущество налогоплательщика. По мнению А. Смита, косвенные налоги перелагаются на потребителя в силу того, что связаны с расходами, а прямые налоги связаны с доходом и имуществом налогоплательщика [3]. Стоит отметить, что полностью перелагаемых или не перелагаемых налогов не существует, а классификация налогов на прямые и косвенные обладает незначительной научной ценностью [4]. Прямые налоги могут быть переложены на конечного потребителя, так же как и косвенные могут перелагаться не полностью (например, в связи с неуплатой налогов), тем не менее, следует рассмотреть природу НДПИ с точки зрения данной классификации. С юридической точки зрения, полезное ископаемое является движимым имуществом. Объект налогообложения НДПИ — добытое полезное ископаемое (далее — ДПИ), которое, исходя из статьи 337 НК РФ, возникает в момент добычи, а не в момент реализации полезного ископаемого. Факт реализации, имеющий важное значение для косвенных налогов, к определению налоговой базы по НДПИ отношения не имеет, так как в некоторых случаях налогоплательщики вовсе не реализуют ДПИ, а продают продукцию более высокой степени передела. Согласно Постановлению ВАС РФ № 64 от 18.12.2007 г. не может быть признана полезным ископаемым продукция, подверженная переработке и технологическим операциям, таким как очистка от примесей, измельчение и так далее. Это значит, что ДПИ, являющееся налоговым объектом, — исключительно результат добычи. Так как законодатель не разъясняет, какие операции следует относить к добыче, налогоплательщик должен ориентироваться на методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами (п.9 РД-07-261-98). И относить к последнему этапу добычи первичную обработку (извлечение из недр каждой разновидности полезного ископаемого, отбор пустых пород и технологические мероприятия) [5]. Исходя из того, что ДПИ относится к движимому имуществу, а возникновение объекта налогообложения не связано с моментом реализации НДПИ стоит считать прямым налогом. В соответствии с налоговым кодексом определение налоговой базы по НДПИ производится налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого ДПИ. Налоговая база при добыче на новом морском месторождении определяется исходя из стоимости ДПИ (цена реализации, если она имела место, или расчетная стоимость). Использование стоимости ДПИ в качестве налоговой базы допустимо только в том случае, если соблюдены два условия: 1. Месторождение расположено: – Либо в границах внутренних вод РФ; – Либо в границах территориального моря РФ; – Либо на континентальном шельфе РФ; – Либо в российской части дна Каспийского моря. 2. Начало работ на данном участке произведено в период с 1 января 2016. Во всех иных случая налоговая база по углеводородным полезным ископаемым определяется исходя из количества ДПИ в натуральном выражении. Определение количества ДПИ является завершающей стадией технологического цикла по добыче. При этом в этот показатель включаются полезные ископаемые, добытые как при промышленных работах, так и при геологическом изучении недр и разведывательных работах. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом, то есть с помощью использования измерительной техники. В тех случаях, когда применение прямого метода невозможно используется косвенный метод, который является расчетным — количество определяется исходя из информации о содержании полезного ископаемого в сырье, извлеченном из недр. В качестве альтернативного механизма налогообложения можно рассмотреть опыт Норвегии, где деятельность нефтедобывающий компаний облагается специальным налогом. Налоговой базой является чистая прибыль компании (исключением является роялти, но данный вид платежа больше не является частью системы налогообложения данной страны). Предельная ставка налога составляет 79%, из которой 23% — ставка налога на прибыль, 55% — ставка специального налога, связанного с добычей полезных ископаемых [6]. Другим примером служат США, в системе налогообложения которых дейст­вуют два налога: налог на эксплуатацию недр (severance tax) и роялти — арендная плата за право разработки недр (royalty payments). Налоговая база по налогу на эксплуатацию недр устанавливается на уровне штата: валовый доход или объем ДПИ. Налоговой базой по роялти является стоимость ДПИ. Помимо специальных налоговых платежей, связанных с добычей, добывающие компании США являются плательщиками корпоративного налога на доход (corporate income tax), ставка по которому составляет 21%. В Великобритании налоговая база представляет собой доход от добычи нефти. Налоговая система состоит из корпоративного налога (corporate income tax), ставка по которому составляет 30%, дополнительного налога (supplementary charge) — 10% и налога на нефтяные доходы (supplementary charge rate) — 0% (ставка уменьшена в 2016 году с 50% до 0% для месторождений, разрешение на разработку которых получено до 16.03.1993 г.) [7]. В Российской Федерации для определения налоговой ставки по НДПИ необходимо установленную ставку умножить на коэффициент Кц и отнять от получившегося произведения коэффициент Дм: НДПИ = налоговая база × (налоговая ставка × Кц – Дм) При расчете коэффициента Кц, характеризующего динамику мировых цен на нефть, используются данные по среднему уровню цен на нефть и среднее значение курса доллара США за налоговый период (табл. 1). Кц = (Ц – 15) × Р / 261 Таблица 1

Среднее значение курса доллара, средний уровень цен нефти и значения коэффициента Кц [8]

 Август 2016Август 2017Август 2018
Средний уровень цен нефти сорта «Юралс», долл.США/ баррель (Ц)43,6951,1571,52
Среднее значение курса доллара США (Р)64,929359,649766,1231
Значение коэффициента (Кц)7,13728,261814,3191

Для определения коэффициента Дм используется формула, помогающая отразить условия добычи: Дм = Кндпи × Кц × (1 – Кв × Кз × Кд × Кдв × Ккан) – Кк Согласно статье 342.2 НК РФ величина Кд, характеризующая сложность добычи, может принимать следующие значения: – 0,2 — толщина пласта менее 10 метров; – 0,4 — толщина пласта более 10 метров; – 0,8 — залежь относится к отложениям тюменской свиты; – 1,0 — в иных случаях. Расчет коэффициента Кв, характеризующего степень выработанности запасов, как известно, производится налогоплательщиком самостоятельно. Но если степень выработанности участка превышает 1, то Кв признается равным 0,3, а если значение Кд < 1, то Кв следует считать равным 1. С учетом вышеизложенных параметров произведем расчет НДПИ при изменяющихся показателях сложности добычи (от 0,2 до 1) и степени выработанности (0,3 и 1) и рассмотрим, как изменяется величина налога. Остальные коэффициенты, используемые при расчете Дм, будем считать стационарными. Для расчета используем налоговую базу равную 1000. (табл. 2). Таблица 2

Величина налога за август 2016 г., 2017 г. и 2018 г. в соответствующих ценах на нефть сорта «Юралс» и курсе доллара США, при изменении показателей Кв и Кд.

Условия добычиНДПИ
Август 2016, тыс. руб.НДПИ
Август 2017, тыс. руб.НДПИ
Август 2018, тыс. руб.
1. Толщина пласта более 10 метров, степень выработанности месторождения признается низкой
(Кд = 0,4; Кв = 1)
4 028,85 127,68 713,6
2. Залежь относится к отложениям тюменской свиты, степень выработанности месторождения признается низкой
(Кд = 0,8; Кв = 1)
5 624,66 974, 911 915,4
3. Степень выработанности месторождения признается высокой
(Кд = 1; Кв = 0,3)
3 629,84 665,77 913,2

Составлено авторами Произведенный расчет позволил показать, что налоговая система, основанная на НДПИ, предусматривает повышение налогового бремени при разработке месторождений с низкой степенью выработанности (условия 1 и 2). То есть при разработке сложных месторождений, уровень освоения которых является невысоким, налоговое бремя для компаний возрастает. Таким образом, разработка новых месторождений требует не только повышения капитальных затрат, но и влечет за собой увеличение обязательств по уплате НДПИ. Важно отметить, что ставка НДПИ находится в зависимости от цен на нефть и не учитывает рост затрат на добычу и реальный финансовый результат компаний. Так, на примере расчета видно, что при более благоприятных условиях разработки (Кд = 1; Кв = 0,3) в августе 2017 и августе 2018 налог возрос на 70% при сохранении ставки в размере 919 руб., но увеличении коэффициента Кц (с 8,2618 в августе 2017 г. до 14,3191 в августе 2018 г.).

Расчет НДПИ является довольно громоздким и, на взгляд авторов, не соответствует принципу простоты и прозрачности. С учетом изменяющегося законодательства налоговая система делает отрасль не привлекательной для потенциальных инвесторов. А у большинства добывающих компаний нет мощностей для разработки новых месторождений.

Определение коэффициентов, используемых для расчета, должно входить в зону ответственности государственной геологической службы, но в этом случае налог приобретёт признаки рентного платежа. Рента определяется как доход за коммерческое или иное использование природных ресурсов.

В зарубежной практике, как было рассмотрено выше, такой подход уже используется. Величина рентного платежа должна зависеть от условий добычи, степени сложности извлечения ресурсов, от величины капитальных затрат, требуемых на разработку, от технологических и финансовых возможностей добывающих компаний.

А также от оценки последующего использования ДПИ (например, возможность глубокой переработки, что стимулировало бы развитие НПЗ).

В любом случае при реализации программы совершенствования налога необходимо помнить, что его «природа должна обеспечивать оптимальную модель, отклонения от которой могут разрешаться после проведения подробных рассуждений, с тем, чтобы налоговое законодательство не представляло собой мешанину краткосрочных политических интересов» [9].

Источник: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=6504

ГуруПрава
Добавить комментарий