Обладает ли республика в составе российской федерации суверенитетом

Государственный суверенитет Российской Федерации

Обладает ли республика в составе российской федерации суверенитетом

Вопрос о суверенитете является краеугольным для исследования проблематики разделения властей. Данный вопрос в практике отечественного конституционного правосудия был особо актуален для второй половины 1990-х гг. — начала 2000-х гг.

В Постановлении от 7 июня 2000 г.

№ 10-П378 КС РФ оценивал конституционность положений Конституции Республики Алтай, согласно которым Республика Алтай во внутренней жизни основывается на суверенитете как естественном, необходимом и законном условии существования своей государственности, истории, культуры, традиций, призванных обеспечить мирную жизнь народов республики (ст. 4); Республика Алтай имеет свои государственные символы: герб, флаг, гимн, выражающие суверенитет Республики Алтай, самобытность и традиции многонационального народа республики (ст. 162).

КС РФ отметил: по смыслу данных положений Конституции

Республики Алтай во взаимосвязи с другими ее предписаниями, суверенитет самой Российской Федерации, ее конституционноправовой статус, федеративное устройство и полномочия, по существу, рассматриваются как производные от суверенитета, провозглашаемого тем или иным субъектом РФ, что нельзя признать допустимым, поскольку тем самым ограничивались бы суверенитет Российской Федерации, верховенство Конституции РФ на всей территории Российской Федерации, и создавалась бы возможность одностороннего изменения республикой установленных Конституцией РФ федеративного устройства, принципа равноправия республик с иными субъектами РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (абз. 6 п. 2.2 мотивировочной части, далее — также м.ч.).

Конституция РФ провозглашает суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию, в качестве одной из основ конституционного строя (ч. I ст. 4).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч. 1 ст.

3), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию РФ (преамбула).

КС РФ отметил, что суверенитет, по смыслу ст.

3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ, предполагает верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении. Суверенитет представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус (абз. 2 п. 2.1 м.ч.).

Доказательством того, что суверенитетом обладает исключительно федеративное государство в своей целостности, является принцип народного суверенитета. Государственный суверенитет Российской Федерации проистекает из суверенитета многонационального народа Российской Федерации.

Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е.

не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ (абз. 3 п. 2.1 м.ч.).

КС РФ, исходя из конституционного, а не договорного характера происхождения Российской Федерации, указал, что Конституция РФ связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа — носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве (абз. 4 п. 2.1 м.ч.).

Суверенный в своей целостности многонациональный народ Российской Федерации, принимая Конституцию РФ, тем самым учредил суверенное в своей целостности государство — Российскую Федерацию.

Никакая отдельная часть многонационального народа Российской Федерации, пусть и территориально обособленная в рамках конкретного субъекта РФ, не обладает народным суверенитетом, точно также как и сам этот субъект РФ не обладает государственным суверенитетом.

Именно поэтому содержащееся в Конституции РФ решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты РФ не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По смыслу преамбулы, ст. 3,4, 5, 15 (ч. 1), 65 (ч. 1), 66 и 71 (п.

«б») Конституции РФ в их взаимосвязи, республики как субъекты РФ не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным (абз. 5 п. 2.1 м.ч.).

Употребляемое в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ понятие «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 г.

— признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Конституция РФ исходит из принципа равноправия всех субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5).

Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты РФ им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов РФ, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект РФ, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством.

Кроме того, отсутствие у субъектов РФ, в т.ч. у республик, суверенитета подтверждается положениями ст. 15 (ч. 4) и 79 Конституции РФ, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором (абз. 6, 7, 8 п. 2.1 м.ч.).

КС РФ отметил, что признание суверенитета только за Российской Федерацией воплощается в таких конституционных принципах, как государственная целостность и единство системы государственной власти (ч. 3 ст.

5), верховенство Конституции РФ и федеральных законов, имеющих прямое действие и применяемых на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15; ч. 1 ст. 67). Исходя из этих конституционных принципов все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в т.ч.

конституции республик, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы же и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, подлежат применению лишь в части, ей не противоречащей, а в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора и других договоров действуют положения Конституции РФ (п.

1, 2 раздела второго Конституции РФ). Поэтому положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ (абз. 8, 9, 11 п. 2.1 м.ч.).

Признание суверенитета исключительно за федеративным государством в целом не затрагивает всей полноты государственной власти, которой субъект РФ обладает вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 5 (ч. 3), 73 и 76 (ч. 4) Конституции РФ).

Вся полнота государственной власти субъекта РФ в указанных пределах не означает, что такую власть он осуществляет в качестве суверенного государства, поскольку соответствующие полномочия и предметы ведения, в сфере которых они реализуются, проистекают не из волеизъявления субъекта РФ, а из Конституции РФ как высшего акта суверенной власти всего многонационального народа России (п. 2.3 м.ч.).

Конституция РФ закрепляет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Именем многонационального народа Российской Федерации состоялось принятие Конституции РФ (Преамбула).

Как указал КС РФ, многонациональный народ России представляет собой «совокупность граждан различных национальностей и вероисповеданий, соединенных обшей судьбой и сохраняющих исторически сложившееся государственное единство»[1] [2].

Согласно ч. 2 ст. 3 и ч. 1 ст.

32 Конституции РФ, многонациональный народ Российской Федерации осуществляет свою власть, а ее граждане участвуют в управлении делами государства, как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Тем самым Конституция РФ устанавливает две формы осуществления власти народом: непосредственно им самим (прямая демократия) и опосредованно — через органы публичной власти (представительная демократия).

Указанные формы дополняют друг друга и не должны категорически противопоставляться. Институты непосредственной демократии не должны рассматриваться в качестве альтернативы демократии парламентской и использоваться для подрыва легитимности и деятельности представительных органов, в частности, законодательных органов.

В Постановлении от 21 марта 2007г. № З-П3*0 КС РФ отметил, что в конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа являются институты не только непосредственной, но и представительной демократии.

Референдум, обеспечивающий непосредственное участие граждан в управлении делами государства и открытость процессов принятия политических решений, легитимируемых волей народа, не может подменять органы народного представительства.

Референдум не может использоваться как противовес институтам представительной демократии, в т.ч.

в нарушение исключительных прерогатив Федерального Собрания или других федеральных органов государственной власти, которые должны осуществляться в иных конституционно установленных формах законотворчества как способа принятия государственных решений (абз. 3,4 п. 2 м.ч.).

Оценивая на данной основе запрет на вынесение на референдум вопросов о принятии и об изменении федерального бюджета, КС РФ пришел к выводу, что отсутствие такого запрета, обусловленного особой природой федерального закона о федеральном бюджете, могло бы приводить к подмене закрепленного в Конституции РФ механизма принятия решений по указанным вопросам Федеральным Собранием как его исключительной прерогативы (абз. 5 п. 3.1 м.ч.).

Согласно ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Каждый из институтов непосредственной демократии имеет свою цель и функцию, они не должны подменять друг друга.

В первую очередь это качается таких институтов непосредственной демократии как референдум и выборы. Предназначение выборов состоит в формировании и периодической сменяемости состава представительных органов публичной власти.

Тем самым противопоставление референдума и выборов может косвенно выразиться в противопоставлении непосредственной и представительной демократии.

В Постановлении от 10 июня 1998г.

№ 17-1ТЛ', оценивая запрет выносить на местный референдум вопросы о досрочном прекращении полномочий и о досрочных выборах, КС РФ обратил внимание, что каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замешать их. Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции РФ, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и, как следствие, к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти (абз. 4 п. 1 м.ч.).

В Постановлении от 11 июня 2003г. № 10-П[3] [4] КС РФ указал, что названные в Конституции РФ высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвяза- ны, дополняют друг друга. Ни одна из них не имеет приоритетной роли (абз. 2 п. 2 м.ч.).

Учитывая принцип периодичности выборов, установление периода, в течение которого граждане РФ не могут выступать с инициативой о проведении референдума РФ и проведение такого референдума не допускается, не противоречит Конституции РФ.

Периоды, в течение которых граждане могут осуществить свободное волеизъявление в формах референдума и выборов, должны быть соразмерны, что должно обеспечить равные возможности участия граждан РФ в выборах и в референдуме.

Во всяком случае, период, в течение которого граждане РФ вправе выступать с инициативой о проведении референдума РФ и непосредственно участвовать в нем, должен составлять не менее половины избирательного цикла (абз. 3 п. 2.3 м.ч., п. 1 резолютивной части, далее — также р.ч.).

В процессе осуществления многонациональным народом России своей власти заметную роль играют политические партии. Как отметил КС РФ в Постановлении от 16 июля 2007г. № //-Я[5], поскольку провозглашенное в преамбуле Конституции РФ и структурированное в ее ст.

3 и ряде иных статей коллективное участие в осуществлении власти в Российской Федерации граждан, составляющих в своей совокупности многонациональный народ России, предполагает формирование политической воли народа, определяющей деятельность публичной власти, то, по смыслу ст.

13 Конституции РФ, именно политические партии, на которые возложена соответствующая публичная функция, содействуют процессу во- леобразования народа в условиях открытости и свободы создания и деятельности самих политических партий, отвечающих конституционным критериям демократии (абз. 3 п. 2 м.ч.).

Источник: //ozlib.com/807755/pravo/gosudarstvennyy_suverenitet_rossiyskoy_federatsii

Обладают ли суверенитетом республики в составе рф

Обладает ли республика в составе российской федерации суверенитетом

Так, в преамбуле договора о дружбе и сотрудничестве между Чувашской Республикой и республикой Башкортостан от 24 мая 1994 года указывается на взаимное признание государственного суверенитета обеих сторон.

Подписанный в Уфе 18 августа 1994 года договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Абхазия констатирует их государственный суверенитет. Таким образом, Башкортостан как бы берет на себя право Российской Федерации на признание другого суверенного государства.

Вопрос о том, обладают ли республики в составе Российской Федерации государственным суверенитетом, не является праздным.

В силу этого согласно принципу единого гражданства, не возникает двойного гражданства со всей Федерацией и субъектом РФ.

Этот вывод основывается на том, субъект Федерации является частью федеративного государства, поэтому гражданство субъекта РФ – это также часть гражданства всего федеративного государства (условно говоря, это «ограниченное», «расщепленное» гражданство). Оно выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей между человеком и субъектом Федерации.

Внимание

Субъект Федерации не вправе регулировать правовой статус человека, однако он участвует в защите этих прав и свобод. В силу этого в субъектах могут устанавливаться дополнительные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Например, в Республике Кабардино-Балкария гарантируется оплачиваемый трехлетний отпуск по уходу за ребенком [9].

До 2008 года в данной республике на каждого ребенка открывался именной счет в банке.

Обладает ли республика в составе российской федерации суверенитетом

Относительно государственного суверенитета сложилось единое его понимание как верховенства и независимости государственной власти внутри страны и во внешнеполитической сфере.

Эти выводы стали в настоящее время аксиомами права.

Обладают ли республики в составе рф гос суверенитетом

В этом, можно считать, заключается противоречивость конституционных положений, так как, с одной стороны, государство не может не обладать государственным суверенитетом, а, с другой стороны, на наличие государственного суверенитета у таких государств Конституция РФ не указала, зато определила пределы самостоятельности их органов государственной власти предметами своего ведения и компетенцией субъектов Федерации по предметам совместного ведения.

Уставы муниципальных образований имеют верховенство на территории муниципального образования в вопросах местного ведения. Территория муниципальных образований также является неприкосновенной (ст. 11, 13 Федерального закона №131-ФЗ). Между муниципалитетом и лицом, постоянно проживающим на его территории, также существует устойчивая связь.

Это выражается, в том числе и в виде обязанности по уплате местных налогов, а также в нюансах избирательного законодательства.
Так, в ч. 5 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. (в ред.

Обладают ли суверенитетом республики в составе рф 9 букв

Например, Татарстан в одностороннем порядке, игнорируя Конституцию РФ и мнение федеральных властей, возвел свой суверенитет в абсолют и в одностороннем порядке провозгласил себя государством, ассоциированным с Российской Федерацией. Заметим, что Конституция России не знает таких государств.

Предметом «социологии суверенитета», являются не столько признаки суверенитета, сколько формы и направленность его взаимодействия в системе интересов и потребностей различных социальных групп, их отношения к социальному равенству, справедливости, патриотизму, национальной гордости и т.д.

Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета: народный, национальный и государственный.

Обладают ли суверенитетом республики в составе рф 7 букв

России, данный термин является неуместным. О делегировании друг другу полномочий может идти речь лишь при формировании федерации как союза, объединяющего ранее суверенные государства.

В современный период в конституционном регулировании государственного суверенитета Российской Федерации сложилось противоречие между признанием в Конституции РФ концепции единого и неделимого государственного суверенитета России и практикой ее отрицания в нормах конституционного (уставного) и текущего законодательного регулирования субъектов Российской Федерации, а также отдельными двусторонними договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Такая ситуация в немалой степени обусловлена «живучестью» теории государственного суверенитета республик в составе Российской Федерации.

Государственный суверенитет и правовой статус субъектов российской федерации

Много позже, при создании Союза ССР, его субъекты — союзные республики тоже были провозглашены суверенными государствами, и вновь возникли проблемы сочетания суверенитета Союза ССР и суверенитета его субъектов — союзных республик. В этот период господствующей была точка зрения, согласно которой возможно сочетание суверенитета СССР и суверенитета союзных республик.

Главным фактором, обусловливавшим возможность такого сочетания, объявлялась единая социалистическая природа как Союза ССР, так и составляющих его союзных республик.

М., 1994; Абдулатипов Р. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. — М., 1995; Джунусов М. Суверенитет как социальный феномен. — М.,1994; Карапетян Л.М. Федерализм и права народов. — М.,1999; Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. — М., 2000; Карапетян Л.М.

Особый статус российских республик

Итак, современная конституционная теория исходит из неделимости суверенитета и, как следствие, — из отсутствия права сецессии у субъектов федерации.

Ведь по сути дела наличие права сецессии позволяет утверждать, что субъекты федерации обладают государственным суверенитетом, хотя бы в ограниченном, усеченном виде и, используя право сецессии, они тем самым пользуются своим государственным суверенитетом.

Более того, даже политические автономии некоторых стран Европы имеют больше самостоятельности, чем субъекты РФ.

Это не согласуется со статьей

Конституции Российской Федерации, в которой вопросы обороны и безопасности, оборонного производства отнесены к ведению Российской Федерации (пункт «м» статьи 71).

Статьей 7 Устава Белгородской области устанавливается, что область имеет статус приграничной, а Уставом Пензенской области определен статус области как административно-территориального образования, что противоречит статьям 5, 65, 66 Конституции Российской Федерации.

Если проанализировать договоры между Российской Федерацией, с одной стороны, и Татарстаном, Башкортостаном, иными субъектами Федерации — с другой, то можно говорить о наличии у этих субъектов Российской Федерации определенного объема суверенных прав.

От определенного решения этого вопроса в федеральном и региональном конституционном законодательстве зависит стабильность в обществе и государстве, направление, принципы и формы развития федеративных отношений в России.

Суверенитет

Обладает ли республика в составе российской федерации суверенитетом

Государственным суверенитетом (полным) обладает только Российская Федерация, и только она, реализуя свои суверенные права, может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами (ст. 79 Конституции РФ).

Субъекты РФ государственным суверенитетом не обладают (они являются не государствами, а государственными образованиями, следовательно, обладают многими, но нс всеми традиционными признаками государства).

Однако здесь важно подчеркнуть следующее.

Во-первых, в силу реализации концепции дуалистического суверенитета субъекты РФ участвуют в реализации государственного суверенитета Российской Федерации и являются не просто составными, а системообразующими элементами

Российской Федерации. Во-вторых, в настоящее время в абсолютном большинстве субъектов РФ из их основных законов изъяты положения о государственном суверенитете, однако в некоторых республиках (в частности, в конституциях Чеченской Республики, Республики Татарстан и др.

) упоминание о суверенитете сохранено (обычно фиксируется, что суверенитет республики выражается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и республики; в ст.

1 Конституции Республики Татарстан, кроме того, подчеркнуто, что суверенитет является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан). Для подобных положений есть определенная конституционная основа: в соответствии со ст.

73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (а проявление суверенитета, как известно, и связывают, прежде всего, с полнотой и верховенством государственной власти).

Упоминание о суверенитете субъектов федерации содержится и в конституциях некоторых зарубежных федераций (Канада, Швейцария, Мексика и др.). Следовательно, само по себе закрепление суверенитета, суверенных прав за составными частями федеративных государств не предопределяет непременный распад этих государств.

Важно понимание содержания суверенитета в регионах: если субъекты федерации не посягают на государственный суверенитет федеративного государства в целом, не претендуют на собственный абсолютный государственный суверенитет, то упоминание о нем в федеральном и региональном законодательстве нс является угрожающим и разрушающим фактором.

Отношение федерального центра к проблеме государственного суверенитета (в том числе к возможности провозглашения суверенитета в республиках), его содержанию и проявлениям наиболее рельефно проявилось в правовой позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 07.06.

2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”».

Суверенитет, предполагающий по смыслу ст.

3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Суверенитет РФ, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е.

не допускает суверенитета каких бы то ни было субъектов РФ.

Конституция РФ связывает суверенитет РФ, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа — носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве.

Содержащееся в Конституции РФ решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты РФ не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом.

Республики как субъекты РФ не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

Конституция РФ исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам конституционного строя республик принципа равноправия всех субъектов РФ.

Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты РФ им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов РФ, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект РФ, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством.

Использование в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ понятия «республика (государство)» применительно к установленному ею федеративному устройству не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционноправового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Признание Конституцией РФ суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (ч. 3 ст.

5 Конституции РФ), верховенства Конституции РФ и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории РФ, включающей в себя территории ее субъектов (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15; ч. 1 ст. 67).

Отсутствие у субъектов РФ, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями ч. 4 ст. 15 и ст.

79 Конституции РФ, из которых следует, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерации как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором.

Территория РФ представляет собой не простую совокупность территорий ее субъектов. Из буквального толкования ч. 1 ст.

67 Конституции РФ можно сделать вывод, что такие пространства, как территориальное море, внутренние воды, воздушное пространство являются частью территории только Российской Федерации и не могут включаться в состав территорий субъектов РФ (т.е.

территорию субъектов РФ образует только суша, включая острова); соответственно и правовое регулирование региональными правовыми актами в акватории территориальных и внутренних вод, в воздушном пространстве осуществляться не может[1].

Не является территорией субъектов РФ и гак называемая «условная государственная территория» — территория российских посольств и иных представительств за рубежом, палуба судов и кораблей, плавающих под государственным флагом РФ (независимо от порта приписки, базирования судна и его собственника) и т.п.

Любое территориальное пространство имеет границы, при этом только граница Российской Федерации имеет статус государственной и регулируется исключительно федеральными правовыми актами и международными договорами. Приграничные субъекты РФ не вправе регулировать вопросы статуса границы с сопредельными государствами.

Границы субъектов РФ имеют статус административных, международного значения ни территория субъектов Федерации, ни их границы не имеют. Изменение их границ возможно по взаимному согласию граничащих субъектов, но с участием федерального центра, поскольку оно должно быть утверждено Советом Федерации (ч. 3 ст. 67, п. «а» ч. 1 ст.

102 Конституции РФ).

В Определении от 01.12.

2005 № 365-0 «По запросу Парламента Республики Северная Осетия — Алания о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений статей 3 и 6 Закона РСФСР “О реабилитации репрессированных народов”» КС РФ подчеркнул, что изменение границ между субъектами РФ нс может затрагивать основы конституционного строя, государственную целостность Российской Федерации, нарушать права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом и интересы других государств. Положения Закона РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» о территориальной реабилитации репрессированных народов на основе их волеизъявления (при соблюдении требования об учете прав и законных интересов всех граждан, проживающих на соответствующей территории, исходя из положений действующей Конституции РФ и во взаимосвязи с другими правовыми актами в сфере федеративных отношений, организации государственной власти, защиты прав и свобод человека и гражданина) не могут толковаться как допускающие возможность решения территориальных вопросов, изменения границ между субъектами РФ в одностороннем порядке.

Внутрирегиональное административно-территориальное деление субъекты РФ определяют самостоятельно, по с учетом требований федерального законодательства и исходя из необходимости реализации конституционного права населения на местное самоуправление.

Page 3

Одним из принципов российского федерализма, как

отмечалось выше, является единство системы государственной власти, однако это единство не исключает наличие двух уровней в системе государственной власти России — подсистемы федеральных органов государственной власти и подсистемы региональных органов государственной власти.

Правовая система РФ, наряду с федеральными правовыми актами, включает и правовые акты субъектов РФ, а также муниципальные правовые акты, следовательно, правовые системы субъектов РФ (понимаемые в узком смысле — исключительно как совокупность региональных правовых актов) являются составной частью («вторым этажом») единой правовой системы РФ. Правотворчество федеральных и региональных органов государственной власти имеет определенные ограничители, может осуществляться только по соответствующим предметам ведения, исходя из принципа «трех сфер полномочий» и правил о соотношении правовых актов в этих сферах. Проблема обеспечения соответствия региональных правовых актов федеральным утратила ту остроту, которая имела место до конца 1990-х гг., однако она до сих пор не решена (и вряд ли может быть решена) полностью. В целях обеспечения единства правового пространства России, осуществления контроля за соответствием региональных правовых актов федеральному законодательству и обеспечения реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации Минюст России (через свои территориальные органы) выполняет важную функцию — ведение федерального регистра нормативных актов субъектов РФ.

Page 4

И Российская Федерация, и субъекты РФ являются собственниками имущества, субъектами права государственной собственности (соответственно федеральной и региональной), обладателями иных имущественных прав, имеют соответствующие бюджет, бюджетно-финансовую системы, системы федеральных и региональных налогов и сборов и т.п.

При этом, однако, собственная денежная система является элементом статуса только Российской Федерации (субъекты Федерации не вправе иметь собственных денежных систем, вводить и эмитировать другие (кроме рубля) деньги).

Набор имущества, которое может находиться в собственности Российской Федерации и субъектов РФ, неодинаков — законодательно установлен перечень имущества, которое может находиться исключительно в федеральной собственности (субъекты РФ объявлять своей собственностью (достоянием) такое имущество — недра, многие природные ресурсы и др. — не вправе).

Национализировать имущество, находящееся в частной собственности, может только Российская Федерация посредством издания федерального закона.

Федеральные и региональные органы государственной власти могут передавать свое имущество друг другу, равно как и передавать его частным лицам в порядке приватизации или по иным основаниям и процедурам (при этом проблема разграничения публичной собственности между различными органами власти, являясь постоянной спутницей проблемы разграничения предметов ведения и властных полномочий, остается достаточно острой в современном федеративном строительстве России).

Источник: //studme.org/174929/pravo/suverenitet

Статус Республики в составе Российской Федерации в юр. словарях и энциклопедиях

Обладает ли республика в составе российской федерации суверенитетом
?

Categories:

  • общество
  • история
  • политика
  • Cancel

Статус республики — государства в составе РФ определяется Конституцией РФ (ст. 5) и конституцией республики. Конституция 1978 г. республику называла «республикой в составе Российской Федерации».

В отличие от других субъектов РСФСР республика обладала всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории. Новая Конституция РФ изменила данное положение. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Тем самым сделан немаловажный шаг к симметричной федерации. Республика как государство имеет свою конституцию, которую разрабатывает и принимает самостоятельно. Единственное требование — соответствие этого акта Конституции РФ.

Республики самостоятельны в определении своих государственных языков, которые наряду с русским (государственным) языком употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республик.

При этом в республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (такого большинства нет в Татарстане и Калмыкии), законодательно может быть закреплено двуязычие (таких 6 из 21). В многонациональном Дагестане закреплено многоязычие.

У республики есть все виды символики (герб, гимн, флаг), у иных субъектов — как правило, герб, за редким исключением официальная символика края (области) характеризуется наличием гимна. Сохраняется различие в наименовании органов государственной власти республики.

Многие из них уже имеют собственных президентов, избранных населением, парламенты, правительства, весьма различающиеся друг от друга, что не характерно для других субъектов РФ.
(В.Червонюк.)
один из 6 видов субъектов РФ, наряду с областью, краем, автономной областью, автономным округом, городом федерального значения. В основу образования Р. в с.

РФ положен национально-территориальный принцип. Наименование и статус Р. в с. РФ отражает факт образования их на исторических территориях, землях ряда крупных народов (этносов) России, вошедших или присоединившихся добровольно, либо присоединенных в процессе формирования и расширения границ Российского государства. Основой официального наименования Р. в с.

РФ (например, Карелия, Башкортостан, Коми, Марий Эл) являются этнонимы народов (карелы, башкиры, коми, марийцы, осетины, чуваши и др.), а применительно к Р. Дагестан и Алтай — исторические названия территорий, на которых проживают аварцы, лезгины, ногайцы и другие относительно крупные и малочисленные народы (например, горные алтайцы).

По размеру территории, численности населения, доли народов, чьи этнонимы стали основой наименования, экономическому потенциалу и т.д. Р. в с. РФ существенно отличаются друг от друга. Например, если территория Республики Саха (Якутия) составляет 3103,2 тыс. кв. км, то Республики Северная Осетия-Алания — 8 тыс. кв. км; население Башкортостана (4096,6 тыс.

человек) более чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарии (790 тыс.) и в 16 раз — население Ингушетии и Тывы. Доля коренной этнической группы варьирует в Р. в с.

РФ от 80,2% в Дагестане до 10% в Карелии, составляет 11,1% — в Хакасии, 21,9 — в Башкортостане, 48,5 — в Татарстане, 53 — в Северной Осетии-Алании, 67,8 — в Чувашии и т.д. Эти и иные существенные различия, однако, не влияют на их конституционно-правовой статус. Согласно ч. 1 и 5 ст. 66 Конституции РФ статус Р. в с.

РФ как субъекта РФ определяется Конституцией РФ и конституцией Р.ВС. РФ и может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с ФКЗ.

Р. в с. РФ, согласно ч. 2 ст.

5 Конституции РФ являются государствами, имеют свою конституцию и законодательство, свое республиканское гражданство, свою систему органов государственной власти, свою территорию, границы которой могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов (ст. 67 Конституции РФ), а также собственность. Они вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68 Конституции РФ) и государственную символику (флаг, герб, гимн, столицу). Как государства Р. в с. РФ обладают и иными присущими им признаками: полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые отнесены Конституцией РФ к ведению РФ или совместному ее ведению с субъектами. Р. в с. РФ в определенных законом пределах вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, быть членом или участвовать в деятельности международных организаций.

Статус Р. в с. РФ в их конституциях определяется значительно детальнее. При этом нередко абсолютизируются те или иные его элементы. Так, исходя из признания Р. в с. РФ государствами, некоторые из них провозглашают в конституциях свой суверенитет. Вместе с тем очевидно, что Р. в с. РФ как государства не являются суверенными в полном смысле этого слова, хотя и обладают многими признаками государственности и суверенными правами. Они не имеют права выхода из РФ. Отличия в статусе Р. в с. РФ, обусловленные признанием их Конституцией РФ государствами, не предопределяют их особой роли в федеративном устройстве страны.
Источник: Энциклопедия юриста, Изд.Змейка 2000 г.

РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ ФЕДЕРАЦИИ —

название субъекта федерации как республики применялось во многих государствах: Чешская и Словацкая республики в бывшей Чехословакии, в состав прежней Югославии входили шесть «социалистических республик» — Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина и др.

, 15 с о ветских союзных социалистических республик были в СССР, автономные советские социалистические республики находились в составе РСФСР, Грузинской Советской Социалистической Республики, Узбекской Советской Социалистической Республики и д р . В РФ состоит 21 республика, названия которых перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ (ст.

5) республика равноправна с другими субъектами РФ (краями, областями и др.). Вместе с тем в отличие от других субъектов она определена в тексте Конституции РФ как государство, имеет свою конституцию (другие субъекты — уставы), может иметь свое гражданство (установлено законом о гражданстве РФ 1991), вправе устанавливать свой государственный язык.

Республики имеют свою государственную символику, включая государственный герб, флаг, гимн, столицу, которую они утверждают самостоятельно, учитывая самобытность и исторические традиции народов, населяющих республику.

При Президенте РФ или Правительстве РФ имеются постоянные представительства республик, главная задача которых состоит в координации взаимодействия республиканских правительств с Администрацией Президента РФ и Правительством РФ. Республика имеет свою собственность (землю, другие природные ресурсы, промышленные, сельскохозяйственные объекты, памятники культуры и др.).

Республики обладают международной правосубъектностью, участвуют в международных отношениях и внешнеэкономической деятельности, подписывают договоры и соглашения с иностранными государствами, открывают зарубежные представительства, участвуют в деятельности международных организаций.

Однако международная правосубъектность республик в составе РФ ограничена: она не может противоречить конституции и законам РФ, Федеративному договору 1992. Координацию деятельности в этой сфере осуществляют федеральные органы государственной власти, прежде всего Министерство иностранных дел РФ. (В.Е. Чиркин)
Источник: Юридическая энциклопедия Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М. Юристь, 2001. 1272 с.

РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РФ —

один из шести видов субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 5 Конституции РФ является государством, имеющим свою конституцию и законодательство. Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права, называет Р. в с.

РФ суверенными. В настоящее время в состав РФ входит, согласно п. 1 ст. 65 Конституции РФ, 21 республика. Юридически и фактически они обладают наиболее высоким статусом среди других субъектов РФ.

Так, только они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику.
Источник: А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005 г.

P.S. «Крым превращен в передовую индустриально-аграрную национальную республику.

» «Коренное население—татары, крымчаки и караимы» (Из статьи «КРЫМСКАЯ АССР» в Малой советской энциклопедии, 1937, т. 5 )

«Статья 1. Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР.»(ЗАКОН УССР «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики») г. Киев,12 февраля 1991 г.

Читать по теме: Статья КРЫМСКАЯ АССР в Малой советской энциклопедии, 1937, т. 5

Определение Автономии в Украинской Советской Энциклопедии, 1977, т. 1
Статья «Автономная советская социалистическая республика», Советский юридический словарь, 1953 год
«Автономная советская социалистическая республика», Юридический энциклопедический словарь, 1984 год
Статья «Автономная республика», 1950, Большая советская энциклопедия
Статья «Автономная советская социалистическая республика» Большая советская энциклопедия, 1926 г
АССР, БСЭ, Крымская АССР, национальная автономия, республика

  • Вчера, на круглом столе по 25-ой годовщине » крымского референдума», опять возник вопрос о статусе Крымской АССР. Часть экспертного…

  • Институт экономики Академии Наук СССР, «Развитие советской экономики», 1940 г . Встретил еще один довоенный материал, касающийся…

  • «Туровский Р.Ф.. «Политическая регионалистика», 2010 (выдержка) Национально-территориальная автономия в РСФСР Национальная политика…

  • Изучаю вопросы ассимиляции и вот нашел у умных людей материал («Показатели для описания этно-демографических процессов», Сороко Евгений…

  • Насильственное выселение народов в СССР было признано преступным и, соответственно, где-то принимались меры по восстановлению законности, ликвидируя…

  • Продолжаются рассуждения на тему восстановления национально-территориальной автономии крымскотатарского народа на его национальной территории, в…

  • Крымская автономная республика. Пестрота населения и целый ряд местных особенностей уже давно сделали Крым ареной столкновений различных…

  • АВТОНОМНА РАДЯНСЬКА СОЦІАЛІСТИЧНА РЕСПУБЛІКА (АРСР) — радянська соціалістична республіка, що входить до складу союзної радянської…

  • В общении, нередко приходится слышать замечания, что незачем обращаться к актам законодательства, принятым в Советском Союзе, по решению проблем…

Источник: //ayder-bektash.livejournal.com/54119.html

ГуруПрава
Добавить комментарий