Служебное расследование при дтп на предприятии

Служебное расследование ДТП

Служебное расследование при дтп на предприятии

Порядок служебного расследования ДТП: классификация дорожно-транспортных происшествий, нормативное регулирование, комиссия по расследованию, акты с выводами о несчастном случае, связанный с ДТП.

В соответствии с законодательством Украины в сфере охраны труда (далее – ОТ) под несчастным случаем на производстве понимается определенное ограниченное  во времени непредсказуемое событие, действию которого может подвергнуться работник, в результате неожиданного стечения обстоятельств в процессе осуществления последним своих служебных обязанностей.

Общая информация и классификация несчастных случаев, связанных с ДТП

Дорожно-транспортным происшествием (далее – ДТП) признается событие, которое произошло с участием источника повышенной опасности (транспортного средства), которое привело к гибели/ранению людей или нанесла материальный ущерб.

Сочетание указанных факторов, а именно: травмирования водителя в результате ДТП, если это связано с выполнением им служебных обязанностей на предприятии, считается несчастным случаем на производстве.

Скачивайте образцы и бланки

Для определения правовых последствий ДТП необходимо четко отличать типы аварий, связанные с производством, от других типов аварий, не относящихся к производственному процессу.

Так, согласно положениям Порядка проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утв. Постановлением Кабмина № 1232 от 30.11.2011 (далее – Порядок) к ДТП на предприятии следует отнести следующие:

  • случившемся с работником во время, когда он направлялся к любому месту назначения для выполнения производственных задач или просто находился в транспортном средстве (например, при дежурстве)
  • совершенные в процессе устранения последствий катастроф, аварий, опасных случаев на предприятии;
  • во время перемещения работника на/с работы в транспортном средстве, владельцем которого является предприятие. Обратите внимание, что использование работником авто предприятия для собственных целей без уведомления ответственных лиц предприятия не классифицируется как ДТП на производстве.
  • ДТП с личным авто лица при использовании его для производственных нужд или выполнении трудовых заданий.

Не является ДТП на производстве такие случаи, которые произошли при следующих условиях:

  • сотрудником были допущены нарушения правил безопасности при работе с транспортным средством, осуществлен ​​его самовольный ремонт;
  • ДТП произошло на профессиональных заездах или автомобильных соревнованиях, в результате чего пострадали водители, судьи, зрители и другие участники;
  • причиной ДТП стало стихийное бедствие;
  • в действиях водителя имеются признаки уголовного преступления;
  • участниками ДТП является гужевой, велосипедный, другой самоходный транспорт, тракторы и т.д.

Читайте на портале

Дорожно-транспортные катастрофы, которые с учетом указанных выше признаков относятся к производственным авариям, требуют надлежащего служебного расследования. Для проведения такого расследования работодатель обязан созвать специальную комиссию из числа лиц, ответственных за безопасность труда в компании.

С целью проверки обстоятельств дела и предоставления объективной оценки совершенной аварии, комиссии дается право затребовать необходимые документы о ДТП от уполномоченных государственных органов.

Для осуществления такой проверки комиссии необходимо установить всех участников катастрофы: как водителей, так и лиц, которые не причастных к управлению автомобилем.

Например, одним из основных первичных документов, который позволяет установить указанную информацию, является справка о ДТП, составленная органами патрульной полиции непосредственно при выезде на место катастрофы.

Ходатайство комиссии о предоставлении соответствующих документов должно быть удовлетворено государственными органами в месячный срок.

Если по завершению проверки комиссия приходит к выводу, что ДТП относится к производственным несчастным случаям, комиссия должна выдать:

Подписанные акты Н-5 и Н-1 направляются контролирующим органам по ОТ для регистрации и постановки их на учет.

Дополнительно, с учетом собранных материалов проверки, работодатель обязан составить общий вывод об обстоятельствах ДТП по форме Т-1 и в течение 3 календарных дней с момента согласования его с контролирующими органами, направить экземпляры участникам ДТП.

Вывод об аварии, катастрофе, происшествии (событии) на транспорте (форма Т-1)

Полный текст читайте ЗДЕСЬ

Источник: https://www.sop.com.ua/article/284-qqq-16-m12-12-12-2016-slujebnoe-rassledovanie-dtp

Расследование ДТП на предприятии — Безопасность движения для всех

Служебное расследование при дтп на предприятии

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя статья посвящена не очень приятной, но очень нужной теме в жизни специалиста по БДД – расследованию дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).

Немного поясню, почему эта тема не очень приятна для специалиста по БДД. Служба организована, профилактикой занимаемся регулярно – все идет, «как по маслу», все довольны и собой, и своей работой.

Но в один прекрасный момент мы получаем информацию о произошедшем с автомобилем вашей организации ДТП.

В этот момент в голове крутится много вопросов: как так? В чем причина? Почему? Где недоработка в профилактической работе? Что нужно делать, чтобы этого больше не произошло?

Закон (196-ФЗ) обязывает нас, специалистов, «анализировать и устранять причины ДТП». Но чтобы «анализировать и устранять», нужно провести его всестороннее расследование.

Расследование начинается на месте ДТП. Необходимо собрать максимум информации о данном происшествии. Можете поверить моему опыту: в зависимости от увиденного не только у начинающего специалиста по БДД, но даже у «видавшего виды» волосы на голове встают дыбом. Начинается мандраж до такой степени, что тут же забываешь, зачем приехал.

Поэтому, приехав на место, не стоит судорожно бегать, пытаясь поговорить со всеми участниками ДТП, выяснить какие-то детали происшествия, что-то запомнить. Как говорится, «тупой карандаш лучше острой памяти». Поэтому все, что увидели, все, что узнали, необходимо записать на бумагу ту информацию, которая в дальнейшем пригодится при расследовании.

А чтобы облегчить сбор информации о ДТП, предлагаю Карточку осмотра места ДТП. Она разработана мной (для собственного пользования), но, как показала практика, бланк очень удобен. Писанины в нем минимум, зато излагается самая суть. Можете свободно скачивать бланк, использовать его в работе при расследовании.

Первая страница карточки не вызывает никаких вопросов, все интуитивно понятно. Но к заполнению оборотной стороны нужно отнестись серьезно. От грамотного составления схемы ДТП зависит правильная оценка действий его участников. Желательно поговорить со всеми участниками происшествия, выяснить детали происшествия, изложить их в разделе «Подробные обстоятельства ДТП».

Кроме сбора информации, относящейся к ДТП, нужно сделать максимальное количество фотографий.

Что нужно снять: расположение транспортных средств на проезжей части; повреждения, неповрежденные части транспортных средств-участников ДТП; расположение относительно линий разметки, дорожных знаков; следы торможения; осыпи грязи или снега с транспортных средств, ближе-дальше; общий вид всех транспортных средств, участвовавших в ДТП; не забыть, чтобы в кадр попали регистрационные знаки транспортных средств-участников происшествия и т. п..

При сложных, с точки зрения расследования, ДТП нужно проводить видеосъемку. В дальнейшем может оказаться так, что незначительная с виду фотография может потом оказать помощь при разборе дорожного происшествия в органах ГИБДД или суде. На ней могут быть зафиксированы определенные доказательства невиновности (или вины) водителя вашего предприятия.

На месте аварии также будут работать и сотрудники ГИБДД, которые тоже будут составлять схему ДТП, опрашивать его участников, составлять Протоколы осмотра и т. п.

Советую вам лично присутствовать при составлении Схемы ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы вы могли проверить правильность ее составления.

Второй участник дорожного происшествия может быть их знакомым, рулетка у них может начинаться не с «нуля» и т. д.

Если что-либо для вас будет не ясно в их Схеме, нужно потребовать исправить неточности. Только после этого разрешаете водителю вашего предприятия расписываться в ней.

Если самостоятельное передвижение автомобиля вашего предприятия невозможно, нужно организовать либо техническую помощь по устранению неисправностей, либо буксировку на место дислокации автомобиля (база, гараж) с соблюдением установленных ПДД требований при буксировке.

Следующий этап расследования — сбор документации, составленной сотрудниками ГИБДД на месте аварии. Для этого составляется письмо на имя начальника ГИБДД с просьбой предоставить копии документов по дорожному происшествию, мотивируя тем, что данные документы необходимы для внутреннего расследования и проведения профилактической работы с водительским составом.

Когда собрана необходимая документация (как составленная вами, так и сотрудниками ГИБДД) приступают непосредственно к расследованию ДТП.

Для этого нужно проанализировать действия каждого из участников в момент, предшествующий ДТП, оценить эти действия с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения, сделать выводы относительно причин, способствовавших дорожному происшествию, и вынести заключение о виновности того или иного участника аварии.

Результаты расследования должны быть оформлены Актом служебного расследования, который составляется комиссионно, подписывается членами комиссии. Пример оформления Акта вы можете посмотреть здесь.

Не стоит предвзято относиться к оформлению Акта расследования, т. к. в определенных случаях (когда имели место тяжелые последствия или у работников ГИБДД вызывает сомнение определение степени виновности участников) ваш Акт могут потребовать органы следствия.

Акт расследования может послужить серьезным аргументом, доказывающим невиновность водителя вашего предприятия. Сотрудники ГИБДД могут не заметить каких-либо доказательств, деталей, а вы в ходе своего расследования их обнаружите.

Но не стоит откладывать расследование надолго. Срок расследования всех дорожно-транспортных происшествий, произошедших с принадлежащими предприятию (ИП) транспортными средствами, установленный законодательством, составляет не более 5 суток.

На сегодня всё. До новых встреч. Комментируйте. Задавайте вопросы.

Источник: http://bdd-vsem.ru/rassledovanie-dorozhno-transportnyih-proisshestviy/

Дтп на территории предприятия

Служебное расследование при дтп на предприятии

Если на территории предприятия используется автотранспорт, то не исключена вероятность столкновения машин. В этом случае требуется проведение служебного расследования для выявления и наказания нарушителя.

Процедура должны быть организована в определенные сроки и с соблюдением важных требований.

Что делать в первую очередь

После столкновения автомобилей водители должны остановиться. Нельзя двигать транспортные средства с места происшествия. Далее следует сообщить непосредственному руководителю о произошедшем ЧП.

Когда в ДТП принимает участие служебный автотранспорт, закон требует проведение служебного расследования. Оно организуется предприятием для выяснения обстоятельства происшествия и определения виновника столкновения.

Расследование необходимо с целью предупреждения очередных ДТП, оценки осведомленности водителей в правилах дорожного движения.

Обязательства по подготовке сотрудников возлагается на руководителя предприятия. И если водители нарушают ПДД, спрос от различных инстанций будет, в первую очередь, с руководства.

В процессе служебного расследования потребуется выяснить:

  • обстоятельства, которые возникли до столкновения автотранспорта;
  • причины, повлекшие аварию (в том числе, внешние факторы, не зависящие от водителей);
  • последствия столкновения, полученные повреждения у автомобилей, травмы у людей;
  • лиц, причастных к автоаварии;
  • недочеты в работе предприятия, повлекшие ДТП.

Служебное расследование необходимо для проверяющих органов. Но также руководитель предприятия может увидеть неквалифицированного сотрудника, нарушающего правила дорожного движения и Устав организации.

Если столкновение произошло двух автомобилей, являющихся имуществом одного предприятия, то расследование можно провести внутри компании, задействовав только личные ресурсы.

Сокрытие информации о столкновении автомобилей грозит нарушителю увольнением и штрафом.

Даже незначительные царапины на кузове могут быть обнаружены при очередной диагностике. Поэтому не стоит скрывать от руководства произошедшее ЧП.

Кто проводит расследование Дтп на территории предприятия

Оформление ДТП на предприятии и служебное расследование проводится специальная комиссия, созданная руководителем компании. В нее входит как минимум три человека: председатель и двое членов комиссии.

В качестве председателя выступает руководитель организации или лицо, заменяющее его. В состав комиссии обязательно входит сотрудник, отвечающий за БДД (безопасность дорожного движения).

Он же несет ответственность за несоблюдение правил дорожного движения персоналом организации.

Третьим лицом может стать работник кадровой или технической службы. Допускается привлечение сторонних специалистов. В члены комиссии могу входить сотрудники любых служб, имеющие соответствующие полномочия.

Исключения составляет непосредственный руководитель нарушителя, ввиду его заинтересованности в невиновности водителя.

Комиссия может создаваться изначально, при формировании штата предприятия. Также допускается спонтанное привлечение специалистов, уже после произошедшего ДТП.

Главным условием является наделение лиц полномочиями в проведении служебного расследования, что подтверждается соответствующим указом руководителя.

Без документа сотрудники не имеют права и основания участвовать в процедуре. Стоит обратить внимание, что членами комиссии могут быть только незаинтересованные лица.

Порядок и сроки

Независимо от тяжести произошедшего ДТП, законодательством устанавливается срок служебного расследования – 5 дней.

Если в аварии погибло больше 2 человек, либо пострадали 4 и более человека, то срок увеличивается до 7 дней.

В особых случаях, когда насчитывается более 7 погибших и/или более 14 пострадавших человек, расследование проводится на региональном уровне и отводится на данную процедуру 10 суток.

Сроки для расследования невелики, но указанного количества дней вполне достаточно для завершения процесса. Стоит заметить, что отсчет начинается с даты ДТП.

Начинается служебное расследование с места происшествия. Сразу после уведомления руководства о произошедшем ДТП, выезжает сотрудник компании. Как правило, первичные сведения собирает специалист по БДД.

Действия сотрудника предприятия аналогичны поведению обычного водителя при аварии:

  • оказание помощи пострадавшим;
  • вызов сотрудников ГАИ;
  • сохранение следов аварии;
  • предотвращение вторичных столкновений;
  • содействие в составлении протокола и извещения о ДТП;
  • поиск очевидцев, сбор показаний и контактных данных свидетелей происшествия.

От специалиста компании требуется подготовка материалов для служебного расследования. Необходимо собрать как можно больше сведений, не упуская малейшие детали.

Карточка осмотра места ДТП.

У специалиста должна быть определенная схема, согласно которой он действует при ДТП с участием служебного транспорта. Сведения вносятся в специальный бланк, разработанный лично или позаимствованный у других специалистов.

На месте происшествия следует зафиксировать сведения:

  • дата и точное время происшествия;
  • место происшествия;
  • особенности дорожного полотна (если есть повреждения, ухудшающие управляемость автомобилем);
  • сведения о транспортном средстве;
  • количество пострадавших (если есть), погибших, краткое описание телесных повреждений;
  • сведения о водителе, являющегося работником предприятия;
  • сведения о других участниках аварии;
  • график работы водителя, и в какой период произошло ДТП;
  • цель поездки водителя;
  • вид поездки;
  • использовалось ли ТС по назначению, не было ли отклонений от маршрута;
  • вид происшествия;
  • дорожные условия;
  • климатические условия.

Обязательно проводится фото- и видеосъемка места происшествия. На снимках должно быть зафиксировано:

  • общий план места происшествия;
  • расположение автомобиля после происшествия;
  • следы, указывающие на обстоятельства происшествия;
  • повреждения обоих автомобилей;
  • государственные номера автомобилей;
  • обстоятельства ДТП (дорожные разметки, знаки и т.д.).

На предприятии комиссия проводит собственное расследование, направленное на выяснение обстоятельств, повлекших нарушение правил дорожного движения.

Проводится проверка:

  • соблюдения правил перевозки, эксплуатации служебного транспорта;
  • соблюдения режима труда водителей;
  • личных характеристик водителя: фиксировались ли ранее нарушения дисциплины или ПДД;
  • организации обучения персонала и повышения квалификации водителей;
  • дисциплинарных мер, которые применяются к водителям, нарушающим действующие правила;
  • своевременного изучения маршрута и состояния дорожного полотна для устранения возможных трудностей;
  • нормирование скорости автомобилей на маршрутах;
  • технического состояния автомобиля до поездки, своевременного устранения неполадок;
  • технического обслуживания автотранспорта на предприятии.

Согласно полученным данным, проводится анализ ДТП на предприятии и составляется акт. Он отображает информацию о происшествии, в том числе, определяет виновность водителя автотранспорта.

Как составляется акт

По результатам проведенного расследования комиссией составляется акт, который должен быть подписан всеми членами комиссии. Оформлять документ следует внимательно, он послужит важным доказательством в суде.

Следует заметить, что виновность водителя можно только предположить, а определяется в суде.

Грамотно составленный акт поможет доказать невиновность водителя. Часто комиссии удается выявить факторы, которые не смогли увидеть сотрудники ГАИ при оформлении места происшествия.

В акте указывается информация:

  • состав комиссии с указанием ФИО и должности лиц, проводящих служебное расследование;
  • общие сведения о транспортном средстве, участвующем в ДТП;
  • сведения о водителях;
  • обстоятельства ДТП.

Далее в акте заполняется информация об обстоятельствах, предшествующих ДТП. Указываются сведения о том, кто и когда выпустил водителя на рейс, был ли пройден медицинский осмотр, проверялись ли автомобили на техническое соответствие.

Третий раздел содержит информацию о состоянии дорожного полотна в месте происшествия, погодных условиях, видимости в момент происшествия.

В четвертом разделе указываются сведения о водителе:

  • занимаемая должность;
  • стаж работы на предприятии;
  • состояние здоровья на момент выхода в рейс перед ДТП;
  • наличие выговоров;
  • наличие ДТП.

Пятый раздел содержит сведения об автомобилях. Отдельное внимание уделяется техническому состоянию машин перед выходом на рейс и ДТП. Также указываются имеющиеся сведения о второй машине, ставшей участником аварии.

Заключение комиссии указывается в последнем разделе. В нем указываются выявленные недостатки, а также дается оценка эффективности проведенных работ.

Скачать образец акта расследования ДТП.

Журнал регистрации

Журнал регистрации ДТП необходим для фиксации дорожных происшествий, произошедших со служебным транспортом.

В него вносится информация:

  • информация о водителях, ставших участниками ДТП;
  • характеристики транспортных средств;
  • дата, время и классификация ДТП;
  • обстоятельства ДТП;
  • причины аварии, виновники;
  • факторы, предшествующие столкновению автомобилей;
  • сведения о пострадавших людях;
  • оценка причиненного материального ущерба;
  • принятые меры.

Скачать образец журнала регистрации ДТП.

План мероприятий по предупреждению

На предприятии должен разрабатываться план мероприятий по предупреждению ДТП с участием служебного транспорта.

В него входят профилактические работы:

  1. Регулярная проверка водителей на соответствие квалификации.
  2. Проверка технического осмотра автомобилей перед отправлением в рейс, а также систематическое проведение диагностики для своевременного выявления поломок.
  3. Контроль соблюдения правил дорожного движения сотрудниками предприятий.
  4. Обучение новых сотрудников правилам эксплуатации служебного транспорта.
  5. Повышение квалификации водителей.

От грамотно составленного плана зависит подготовка водителей к управлению автомобилями. Проверяющие органы обязательно осматривают документ на наличие подписей сотрудников.

Если произошло Дтп на территории предприятия, то не только оформляется место происшествия, но и проводится служебное расследование.

Оно необходимо для определения виновника происшествия, а также фиксации произошедшего ЧП. При каждом ДТП составляется акт, а также вносятся данные в журнал регистрации дорожных происшествий.

: Необходимость служебного расследования при ДТП

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/dtp/dtp-na-predprijatii.html

Ведение расследований административных дел по ДТП: действия, акты в 2018

Служебное расследование при дтп на предприятии
Время чтения: 6 минут

В последние годы дорожно–транспортные происшествия стали массовым явлением.

Для повышения безопасности движения необходимо анализировать причины и обстоятельства аварий, а также назначать виновникам аварий соответствующие наказания. Именно поэтому очень важна объективная оценка происшествия.

Для выяснения всех подробностей разработана методика расследования ДТП – руководство, определяющее порядок действий для получения полной картины события и вынесения заключения по делу.

Что такое ДТП

Дорожно-транспортное происшествие – событие, которое произошло с участием транспортного средства и повлекло серьёзные последствия:

  • повреждение средства передвижения;
  • ущерб для дорожной инфраструктуры (знаки, светофоры, дорожные ограждения) и груза;
  • причинение вреда здоровью или гибель людей.

По данному вопросу рекомендуем прочитать статью «Что такое ДТП».

Как оформляют дорожное происшествие

Первый шаг в оформлении дорожной аварии по всем правилам – составление протокола о ДТП. Именно этот документ становится впоследствии основанием для принятия окончательного решения.

Протокол о ДТП может быть составлен непосредственно на месте аварии или после – в срок, установленный законом. Продолжительность срока зависит от степени повреждений транспорта и тяжести ущерба, нанесённого здоровью пострадавших.

Протокол осмотра места происшествия при ДТП заполняется сотрудником ГИБДД на специальном номерном бланке установленного образца.

В процессе оформления документа сотрудник ГИБДД опрашивает участников инцидента, фиксирует их показания и приобщает к делу. Кроме того, он должен разъяснить водителям их права и обязанности, а также довести до их сведения информацию о том, какой пункт Правил дорожного движения (ПДД) они нарушили.

Заполненный бланк протокола подписывают оба водителя, участвовавшие в ДТП, и каждому из них вручается копия.

Следует помнить, что в случае возникновения разногласий при составлении протокола участники происшествия могут обратиться к юристу.

Подробности оформления аварии изложены в статье «Оформление ДТП».

Участникам аварии рекомендуется, со своей стороны, проконтролировать правильность заполнения протокола. Для этого необходимо знать его структуру и основное содержание. Ознакомиться с образцом протокола ДТП лучше заблаговременно.

Как проходит расследование в ГИБДД

Для расследования аварии, кроме протокола  составляется схема ДТП, а также акт медицинского освидетельствования. Полный пакет документов передаётся в дежурную часть ГИБДД для регистрации и проведения процедуры разбора происшествия.

То, как происходит разбор ДТП в ГИБДД, зависит от вида происшествия. Согласно степени вины и нанесенного вреда, дело будет рассматриваться дознавателем (в случае административного нарушения) или следователем – в рамках Уголовного кодекса.

Так, для расследования в рамках административного нарушения установлен срок 15 дней после передачи протокола дознавателю. Сроки проведения административного расследования при ДТП могут быть продлены по письменному ходатайству лица, у которого данное дело находится в производстве.

После завершения всех необходимых мероприятий участники дорожного происшествия приглашаются в отделение дорожной инспекции повесткой или по телефону – для проведения процедуры, которая официально называется «группа разбора ДТП».

Что такое группа разбора ДТП? Это мероприятия по выявлению истинных причин аварии с учётом всех факторов в целях определения степени вины каждого участника.

Получив повестку, можно обратиться к юристу и заключить с ним соглашение о ведении дела. Однако этот способ довольно затратный, и водители предпочитают решать подобные дела самостоятельно. В таком случае необходимо знать, как проходит группа разбора ДТП.

По правилам разбора водитель обязан дать показания о происшествии. Они не должны отличаться от его первоначальных показаний на месте события. При этом виновнику ДТП следует знать, что дознаватель обязан разрешить ему ознакомиться с материалами дела и сделать из них выписки (приказ министра внутренних дел РФ № 329 от 1 июня 1993).

Если на процедуру разбора приглашены одновременно все участники происшествия, следует контролировать ситуацию и следить, чтобы показания обеих сторон оценивались объективно.

Отправляясь в автоинспекцию, следует знать некоторые способы, как доказать свою невиновность в процессе группы разбора ДТП:

  1. желательно обеспечить явку свидетелей со своей стороны. Об этом нужно позаботиться заранее: представить письменное заявление об их вызове на разбор в отделение ГИБДД;
  2. при необходимости следует настаивать на проведении автотехнических экспертиз, так как дознаватели обычно стараются обойтись без подобных мероприятий

По завершении процедуры разбора выносится постановление, которое должно быть подписано виновником аварии. Через три дня оба участника ДТП могут получить копию постановления (пострадавший водитель – по желанию).

В случае, когда участника ДТП не устраивает решение, принятое дознавателем, он имеет право обжаловать его в суде или в вышестоящем органе ГИБДД в течение десяти дней.

Расследование на предприятии

Источник: http://avtozakony.ru/dtp/obshhaya-informaciya/metodika-rassledovaniya.html

Методика проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий

Служебное расследование при дтп на предприятии

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ

от 14 июня 2001 года N 48

Об утверждении Методики проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий

https://www.youtube.com/watch?v=81O2yDI3r5g

Для более качественного выяснения обстоятельств и причин совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте, разработки и внедрения мер по их предупреждению, приказываю:

1. Утвердить Методику проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий (прилагается).

2. Руководителям автотранспортных управлений, УГП «Укринтеравтосервис», ГосавтотрансНИИпроекту обеспечить организацию проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий согласно вышеуказанной Методике.

3. Начальникам автотранспортных управлений:

3.1.

Ознакомить перевозчиков разных форм собственности, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами на регулярных автобусных маршрутах, с Методикой проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий и предложить им в дальнейшем осуществлять расследование и разбор дорожно-транспортных происшествий в соответствии с ее требованиями.

3.2.

Указанный приказ довести до сведения всех предприятий и организаций автомобильного транспорта, которые находятся в сфере управления Минтранса Украины и подчинены Укравтотрансу.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Укравтотранса Лукьянчикова Д. А.

Директор Л. Докиль

Приложение

МЕТОДИКА
проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий

1. Общие положения

1.1.

Методика проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий (далее — Методика) устанавливает порядок организации проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) при участии автотранспорта предприятий и организаций, которые находятся в сфере управления Минтранса Украины, а также совершенными перевозчиками разных форм собственности, осуществляющими перевозку пассажиров на регулярных маршрутах.

1.2. Цель проведения служебного расследования заключается в выяснении организационно-технических, инженерно-экономических и других недостатков в работе предприятия, перевозчика, которые стали одной из причин или условий совершения ДТП, установлении должностных лиц, действия которых повлияли на их возникновение.

1.3. Результаты служебного расследования ДТП являются основой для разработки мероприятий по предупреждению аварийности.

1.4. Служебное расследование ДТП проводится во взаимодействии с перевозчиками, сотрудниками ГАИ, органов дознания, следствия, экспертизы (приложение 2), а в необходимых случаях и организаций, ответственных за состояние дорог, дорожных сооружений, государственными инспекторами по охране труда.

1.5. Служебное расследование проводится:

1.5.1. Предприятиями, перевозчиками (далее — предприятиями) — всех ДТП в соответствии с п. 16 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.93 N 595, в течение 3 суток.

1.5.2. Автотранспортными управлениями совместно с предприятиями — ДТП, при которых один и более человек погибли или три и более травмированы, в срок пять суток.

1.5.3. Государственным департаментом автомобильного транспорта — ДТП, при которых 5 и более погибли или 10 и более человек пострадали (погибли, ранены).

1.5.4. Для проведения служебного расследования создается комиссия в составе специалистов служб безопасности дорожного движения, перевозок, инженерно-технической, кадровой во главе с руководителем (заместителем) предприятия.

1.6. После окончания расследования составляет акт служебного расследования и передается в вышестоящую инстанцию с приложениями, указанными в пункте 2.9 данной Методики.

1.7. Материалы служебного расследования направляются автотранспортными управлениями Укравтотрансу по ДТП, при которых три и более погибли и пять и более человек пострадали (погибли и ранены).

Материалы служебного расследования других ДТП направляются только по запросу.

2. Порядок служебного расследования дорожно-транспортного происшествия

2.1. Ответственный дежурный (диспетчер) по предприятию, который получил сообщение о ДТП, немедленно докладывает руководителю или его заместителю по безопасности дорожного движения. Если сообщение о ДТП поступило не от работников ГАИ, то тот, кто получил сообщение, информирует органы ГАИ.

2.2. Руководитель предприятия (перевозчик), который получил сообщение о ДТП, при котором пострадали люди, должен немедленно доложить в автотранспортное управление и с должностными лицами службы безопасности дорожного движения и другими специалистами выехать на место ДТП для проведения служебного расследования.

2.3. Не позже 2 часов после происшествия, при котором пострадали люди независимо от степени вины водителя, руководитель предприятия докладывает в высшую инстанцию по установленной форме в соответствии с требованиями п. 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий.

2.4. Должностные лица автоуправления, получившие сообщение о ДТП, при котором погиб один и более или травмированы три и более человек, немедленно по телефону докладывают Укравтотрансу. Если вследствие происшествия погибли два и более или пострадали (погибли и ранены) пять и более человек, они обязательно выезжают на место его совершения для проведения служебного расследования.

2.5. Должностные лица, прибывшие на место ДТП раньше представителей ГАИ, должны оказать первую медицинскую помощь раненым, доставить их в ближайшее медицинское учреждение, организовать охрану места ДТП, транспортного средства и груза, принять меры по поиску свидетелей и предотвращению повторного ДТП.

Если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и предметов, касающихся ДТП.

2.6. В ходе служебного расследования ДТП необходимо:

2.6.1.

Осмотреть место ДТП и транспортные средства, в том числе: расположение транспортных средств, следы их движения и торможения, а также волочения, траекторию и характер этих следов, предметы, находящиеся на участке происшествия, детали от автомобилей, обломки стекла, следов ног человека, горюче-смазочных материалов, охлаждающей жидкости, электролита, тормозной жидкости, обсыпанных частей почвы, повреждения и разные следы на машинах. Все это должно быть тщательно зафиксировано.

2.6.2. При необходимости сфотографировать общий вид места ДТП, транспортные средства, следы торможения, а также объекты, которые могли повлиять на появление ДТП. Уточнить необходимые данные у водителей и других лиц, объяснения которых могут иметь значение для конкретизации обстоятельств ДТП.

2.6.3. С разрешения работников дознания или следствия ознакомиться с протоколом осмотра и схемой места ДТП (снять копии), проверить у водителя, причастного к ДТП, удостоверение на право управления транспортным средством, регистрационные документы, путевой лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз, лицензию на право осуществления перевозок и др.

2.6.4. Установить: дату, время и место ДТП (улицу, район, дорогу), категорию дороги; в случаях, когда ДТП связано с неудовлетворительными дорожными условиями, организацию, эксплуатирующую дорогу, модель и госномера транспортного средства, его техническое состояние; количество погибших и раненых (водителей, пассажиров, пешеходов и т. п.

); основные данные о них, в т. ч.

степень травмирования; повреждение транспортного средства и груза, основные сведения о водителе: фамилия, имя и отчество, классность, год присвоения квалификации, стаж работы (общий, на этом предприятии, на данном транспортном средстве); состояние водителя — здоровый, больной, трезвый, уставший (по заключению медработника); на каком часе работы произошло ДТП; погодные условия (дождь, снег, туман и т. п.); условия видимости (степень освещения) дороги, расстояние видимости, время суток (темное, светлое); дорожные условия (характеристика покрытия, качество проезжей части, подъем, спуск, закругление дороги, наличие дорожных знаков, сигналов, разметки); явные причины ДТП.

2.6.5. Выяснить обстоятельства ДТП, которые вызвали эти факторы или содействовали его появлению. В отношении водителя, находящегося в нетрезвом состоянии, необходимо выяснить, появлялся ли он нетрезвым на работу, принимал ли спиртные напитки на маршруте, кто проверял его состояние перед выездом, не связан ли прием спиртных напитков с использованием транспортного средства в корыстных целях.

2.6.6. Изучить причины ДТП, оценить действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения. Выявить лиц, нарушивших требования правил, инструкций, приказов, которые стали причиной или способствовали возникновению ДТП.

2.7. Установить наличие причинной связи между ДТП и нарушениями в работе по обеспечению безопасности движения на предприятии. Для чего:

2.7.1. Проверить режим труда и отдыха водителя накануне ДТП, наличие случаев ДТП и нарушений трудовой и транспортной дисциплины, количество и характер взысканий.

2.7.2. Выяснить, как на предприятии организовано обучение водителей для повышения их профессионального мастерства, стажировка, инструктажи, какие меры воздействия принимаются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения.

2.7.3.

Оценить техническое состояние автомобиля после ДТП и перед выездом на линию, установить, кто проводил технический контроль автомобиля, когда последний раз проводилось профилактическое обслуживание и кто конкретно его выполнял, какие заявки были сделаны водителем, какие дефекты были выявлены и кем устранялись. Выявить, как на данном предприятии организовано профилактическое обслуживание и ремонт транспортных средств.

2.7.4. Выяснить, обследовались ли дорожные условия на маршрутах и какие меры приняты для ликвидации выявленных недостатков.

2.7.5. Выяснить качество и эффективность контроля за работой водителей на линии, оформлением путевой документации и работы комиссии по предотвращению аварийности.

2.8. На основе всех обстоятельств ДТП составляется акт служебного расследования (приложение 1)*.

2.9. Акт подписывается председательствующим и членами комиссии, участвовавшими в служебном расследовании ДТП.

К Акту прилагаются:

1. Схема ДТП (приложение 2)*, фотографии места ДТП и транспортных средств. ____________

* Приложения не публикуются.

2. Списки пострадавших (погибших, раненых), в которых указаны фамилия, имя и отчество, год рождения, место работы, должность, местожительство, название лечебного учреждения, в которое он попал, диагноз, семейное положение и состав семьи.

3. Материалы обследования предприятия, объяснения его работников, копии приказов с заключениями и конкретными мерами по предотвращению ДТП.

2.10. В случае ДТП, вследствие которого погибли работники предприятия и их нетрудоспособность составляла более одних суток или их необходимо перевести по состоянию здоровья на другую работу, а в случае их смерти, кроме служебного расследования, проводится расследование несчастного случая и оформление акта по форме Н-1 (постановление Кабинета Министров Украины от 10.08.93 N 623).

3. Разбор дорожно-транспортного происшествия

3.1.

По итогам служебного расследования, на основании собранных материалов и с целью предотвращения ДТП разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на усиление профилактической работы по вопросам предупреждения нарушений Правил дорожного движения, правил перевозок, других нормативных актов по безопасности дорожного движения и охране труда, а также проводится разбор ДТП, при котором пострадали люди.

3.2.

На предприятии разбор ДТП проводится руководителем предприятия совместно с работником службы безопасности дорожного движения, как правило, в трехдневный срок после составления акта служебного расследования ДТП: на заседаниях комиссий по предупреждению аварийности или на совещании руководителей функциональных подразделений и всех инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией транспортных средств, или на собраниях трудового коллектива. До водителей результаты служебного расследования доводятся на очередных или дополнительных инструктажах.

3.3. Автоуправлением в семидневный срок по каждому ДТП по вине водителя, при котором два и более человек погибли или пять и более человек пострадали (погибли и ранены), а также всех происшествий, независимо от последствий, совершенных в нетрезвом состоянии, проводится разбор, как правило, на предприятии, водитель которого его допустил, с привлечением других перевозчиков.

3.4.

Разбор ДТП включает информацию: о дате, времени, месте ДТП, его виде, последствиях; подробные данные о водителе; личностные и профессиональные показатели, его состояние в период совершения ДТП; сведения о марке транспортного средства и его техническом состоянии до совершения ДТП; описание и подробный анализ обстоятельств и условий, способствовавших ДТП; об обстоятельствах на месте совершения ДТП; дорожных и погодных условиях, ситуации, сложившейся на дороге и т. п.; недостатки профилактической работы по предотвращению ДТП, которые непосредственно или косвенно способствовали возникновению ДТП; основные и косвенные причины ДТП. Объявляется приказ, подготовленный на основании материалов служебного расследования и результатов проверок работы по предупреждению аварийности.

Источник: https://forinsurer.com/public/06/03/06/2205

Служебное расследование на предприятии: порядок проведения

Служебное расследование при дтп на предприятии

Служебное расследование — это мероприятие, которое проводится, если на предприятии произошел какой-то инцидент: например, несчастный случай или хищение материальных ценностей. Рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования и образцы документации, которую нужно подготовить в ходе работы.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну.

Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков.

Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

Если размер провинности малозначителен, например, при пропуске сдачи внутренней отчетности, проводить расследование не обязательно.

Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, письменное объяснение и далее действовать по закону.

А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись.

Ситуации, в которых служебное расследование необходимо

Ниже приведен основной перечень возможных проступков, за которые сотрудник несет личную ответственность:

  • прогул или неявка на рабочее место;
  • явка на работу в нетрезвом виде, под действием наркотиков;
  • нанесение серьезного материального ущерба;
  • превышение полномочий.

Теперь рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования. Процедура должна начинаться с фиксации факта нарушения.

Шаг 1. Фиксация нарушения

Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
  • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
  • дату и время события.

При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно.

Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт.

На основании именно этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

Шаг 2. Создание комиссии и ее задачи

Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия.

Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

В состав комиссии, как правило должны входить три человека. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

  1. Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
  2. Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
  3. Обследование мест происшествия (при необходимости).
  4. Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
  5. Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
  6. Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
  7. Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
  8. Сбор и хранение документальных материалов расследования.

В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

Шаг 3. Сбор информации и доказательств

Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему в помощь можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием.

Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию.

Экспертами по договору могут выступать:

  • аудиторы;
  • оценщики;
  • медицинские работники;
  • инженеры;
  • юристы;
  • другие специалисты.

Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной.

Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования.

Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может рассматриваться как вопрос передачи данных по расследованию в правоохранительные органы.

Шаг 4. Получение объяснений работника

До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами ст. 193 ТК РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.

03.2004 № 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение невелики.

Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт.

Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ, которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и не предоставлено, необходимо составить еще один акт — об отказе от дачи пояснений.

Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека).

После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

Шаг 5. Заседание комиссии, рассмотрение обстоятельств

После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:

  • имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
  • обстоятельства, время и место происшествия;
  • последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
  • причины проступка;
  • степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
  • смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Шаг 6. Создание акта о проведении служебного расследования

Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

  • виновные действия, совершенные работником;
  • обстоятельства совершения таких действий;
  • вид и сумма причиненного ущерба;
  • степень вины сотрудника;
  • возможная мера наказания для виновного лица;
  • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т. п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

Образец заключения служебного расследования должен выглядеть так:

Работника, в отношении которого проводилось служебное расследование, нужно ознакомить со всеми результатами в отношении него самого под подпись. Если расследование проводилось в отношении нескольких лиц, их нужно знакомить с материалами по отдельности, учитывая охрану персональных данных.

Сроки служебного расследования

Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу (статья 193 ТК РФ) не должен превышать 1 месяц с обнаружения события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:

  • время болезни работника;
  • время пребывания работника в отпуске;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.

По совокупности привлечь виновного к дисциплинарной ответственности можно не позднее чем через шесть месяцев (а по делам, связанным с коррупционными проявлениями, — три года). По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится.

По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка.

В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).

Образец приказа о назначении комиссии

Источник: https://ppt.ru/forms/ot/sluj-rassledovanie

ГуруПрава
Добавить комментарий